Дифференциация л ль в словах и предложениях. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов-действий
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .
Произносить слова.
лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь
Произносить предложения и текст.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л. Толстому.
Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….
Догадайся сам и загадай своим друзьям.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)
Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)
Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)
Повтори слова:
лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?
Еще слова:
платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?
Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?
Белые лебеди.
Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.
Дифференциация звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах
Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку текстов для дифференциации звуков [Л] — [Ль] в предложениях, стихах и текстах.
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта
Повторить словосочетания и предложения со звуками [Л] и [Ль]:
* Холодный лёд, школьный мел, зелёный лук, морская мель, горячий уголёк, мотоцикл с коляской, тихий уголок, солнечная поляна, туалетное мыло, мелкая галька, холодный ключ, лимонная кислота, плавный вальс, книжная полка, лесной ландыш, золотые кольца, весёлая полька, слишком тёплый, вольная волна
* Плывет шлюпка. У Коли лыжи. Поля мыла пол. Стояло тёплое лето. Юля играла с юлой. Алла ела лимоны. Белка живёт в дупле. Клара поймала моль. Корабль сел на мель. Я села и всё съела. Я смотрю в голубую даль. Галка прыгала по гальке. Алла и Оля катались на лодке. Голуби влетели в голубятню. Ель поставили в углу комнаты. Через океан плывёт великан. Коля поймал зелёную лягушку. Мне дали отдельную палатку. Лена бежала по левой лыжне. Я любовалась белым ландышем. Меня угостили яблоками и клюквой. Голуби любили нашу зелёную улицу. Молодой месяц осветил спящие улицы. Лариса вылепила лукошко из пластилина. Тяжёлые облака устало плывут над землёй. Алла посадила фиалки, а Коля - лилии.
Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:
И я там был и слушал быль.
Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.
Ла – ла – ла - куча мала.
Ля – ля – ля - во дворце у короля.
Лу – лу – лу - танцую на балу.
Лю – лю – лю - я лимоны куплю.
Лы – лы – лы - деревянные столы.
Ли – ли – ли - мы гулять пошли.
Ул – ул – ул - дайте стул.
Уль – уль – уль - несу я куль.
Ел – ел – ел - он был смел.
Ель – ель – ель - кушайте кисель.
Ал – ал – ал - я упал.
Аль – аль – аль - потерял сандаль.
Ол – ол – ол - как я зол.
Оль – оль – оль - пришёл Поль.
Ыл – ыл – ыл - где я был!
Ыль – ыль – ыль - какая пыль!
Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:
Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!
Пл яшут капл и в л ужице,
Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!
Пл от по л уже кружится.
Л ягушонок вл ез на пл от
И кричит: «Ура! Вперёд!»
Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!
Зал ивают с гол овой!
Что мне вол ны! Самый пол ный! -
Не сдаётся рул евой.
Я на вол нах попл ыву!
По канал у - и в Москву!
Тол ько л ивень всё сил ьнее.
Тол ько капл и всё крупнее.
Хвастунишку не жал ея,
Бьют сил ьнее и бол ьнее!…
Л ягушонок в л ужу - пл юх!
И на земл ю, под л опух.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Пришл а ко мне подружка,
И мы играл и с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг, пригл янул ась ей:
Л ягушка заводная,
Весёл ая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Л юбимая был а!
Но, всё же, я подружке
Л ягушку отдал а.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в сл ово часто просится.
Почему у дома угол
Превратил ся сразу в угол ь —
Без пожара, просто так?
Это сдел ал мягкий знак.
Сдел ать нам не так уж трудно,
Чтоб на мел ь не сел о судно:
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Корабл и пл ывите смел о!
Стал а мел ь кусочком мел а.
Перескажи близко к тексту:
ЛИСА И КОЗЁЛ
Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, делаешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает ему лиса. - Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.
А козлу давно пить хотелось.
- Хороша ли вода?
- Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.
Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:
- Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.
76
Дифференциация звуков Ль - Рь
Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.
Ученица-озорница получила единицу.
Проворонила ворона воронёнка.
Покатил Костя в Кострому в гости.
Радуга-коромысло полукругом повисло.
Волки рыщут, пищу ищут.
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.
Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы - домой.
Вол в огород завёл меня.
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
Шла с базара кошка.
У кошки лукошко.
Утром спозаранку
Купил баран баранки.
Надел баранки на рога,
Понес барашкам на луга!
Пошёл спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзину Назар.
Метлу взяла
И двор подмела.
Е. Благинина
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Уха была не плоха,
Хороша была уха.
Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.
Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.
Забыл Панкрат
Дома домкрат,
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.
Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ
1. Произнеси звуки Ль - Рь.
Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - самолётик, Рь - легковая машина.
2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.
ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё
рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля
3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.
аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль
уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль
иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель
ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль
яль - ярь ярь - яль
4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.
али - ари але - аре алё - арё алю - арю
оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю
ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю
ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю
или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри
кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре
клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё
клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю
кля - кря фля - фря гля - гря для - дря
6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.
Лёва - рёва лис - рис лиф - риф
лечь - речь лепка - репка лейка - рейка
7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.
шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг
Дифференциация сонорных звуков
А часы стоят на месте.
В. Орлов
Дождик, дождик, дожделей!
Все поля скорей полей!
Не жалей воды, Напои сады.
В. Суслов
Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.
Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.
Е. Александрова
Совята
Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
С. Маршак
У реки, у реки,
Поют песни кулики.
A. Хмелева
Потешка
Поехали,поехали
За грибами,
За орехами...
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Произв. народн. творчества
Считалка
Эники-беники
Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.
И. Кузьмин
У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
И. Демьянов
Почтальон
Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы?
Их приносит почтальон.
С толстой сумкой ходит он.
B. Степанов
84 Дифференциация сонорных звуков
Марина варит малину, На кошке сапожки,
А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.
У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,
Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.
Е. Крутий А. Хмелёва
15.
Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль
- Рь.
Перескажи рассказы.
Как меня называли
Б. Житков
Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:
Смотри, уже девять часов. А я говорю:
Почему? Мне скажут:
Иди спать!
Почему? Мне говорят:
Потому что поздно.
А почему поздно?
Потому что девять часов.
Букварь
А. Хмелёва
Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.
16. Повтори скороговорки.
Суп надо сварить, У маленькой Сани
Дерево надо свалить. Перевернулись сани.
А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,
В скрюченном домишке Валеньке - варежки,
Жили летом и зимой Саньке - санки,
Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.
Введение 3
АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
Автоматизация звука Л 4
Автоматизация звука ЛЬ..13
Автоматизация звука Р 21
Автоматизация звука РЬ 30
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ
Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35
Дифференциация звуков Р -РЬ 48
Дифференциация звуков Л - Р 58
Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77
Цели:
- Образовательные
:
- уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
- добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
- закрепить знания о характеристике звуков;
- правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
- учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- Коррекционные
:
- развивать фонематический слух и анализ;
- работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
- предупреждение дисграфических ошибок;
- развитие мелкой моторики рук.
- Воспитательные
:
- воспитание умения понимать учебную задачу;
- воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.
План занятия.
I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
Цели: мы должны научиться:
- четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
- читать слоги и слова с буквами Й и Л;
- правильно изменять слова.
II. Артикуляционная гимнастика
- «Улыбка (лягушка)»
- «Лопатка»
- Массаж языка:
1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
- «Киска сердится»
- «Горка»
III. Артикуляция и характеристика звуков
Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:
Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.
– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим,
пишем, читаем.
Прочитай слоги:
Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.
VI. Физминутка
Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.
VII. Дифференциация в словах
1. Прочитай и отгадай загадки.
Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . (Ол ень)«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)
2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:
В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?
3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.
Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.
VIII. Дифференциация в предложениях
Измени предложения по образцу:
У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …
IX. Итог занятия
– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?
X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI. Оценка деятельности учащихся .
Информационные ресурсы
1. Лопухина И.С.
Логопедия. Упражнения
для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г.
Говори и пиши правильно
«Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М.
«Большой логопедический
альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль.
Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А.
Использование физминуток для
развития пальцевой моторики у дошкольников. //
Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне
Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематического слуха
- закрепление умения определять позицию звука в слове
- закрепление умения чтения прямых слогов
- развитие навыков звукового анализа слов
- развитие навыка деления слов на слоги, составление предложений по опорным словам.
Оборудование: (слайды №№2-8), конверты со схемами предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите на экран. Назовите картинки и выделите последний звук. (слайд №2).
2. Сообщение темы занятия.
Как вы думаете, какие звуки мы будем повторять сегодня на занятии?
3. Характеристика звуков [Л], [Ль].
Ребята, посмотрите на экран и дайте характеристику звуку [Л], звуку [Ль]. (слайд №3)
[Л] — согласный, твердый, звонкий.
[Ль] – согласный, мягкий, звонкий.
Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
4. Чтение слогов.
Ребята, приготовьтесь. Сейчас мы проведем речевую зарядку. Посмотрите на экран, я буду показывать вам слоги, а вы их будете читать по цепочке, т.е. друг за другом (слайд №4).
5. Деление слов на слоги.
Ребята, к нам на занятие приехал «Веселый поезд» (демонстрация слайда №5). Только поезд этот не простой, а волшебный. Вам нужно рассадить пассажиров по вагонам. Посмотрите на окошки в вагонах. Количество окошек в вагоне должно совпадать с количеством слогов в названии сказочного героя (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под соответствующий вагон).
Молодцы, ребята!
6. Развитие логического мышления.
Ребята, посмотрите на экран (демонстрация слайда №6). Сказочные герои, когда рассаживались по вагонам, просили вас решить это задание. Если вы сделаете все правильно, то в пути их не остановят разбойники и они благополучно вернуться домой.
В каждом ряду нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
Молодцы, вы верно выполнили задание!
7. Физкультминутка.
А сейчас, давайте немного разомнемся и выполним физкультминутку.
Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх и вниз,вверх и вниз!
Повторяй-ка, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
8. Определение позиции звука в слове.
Ребята, Незнайка хочет пойти в первый класс. Посмотрите, как он выполнил задание, которое ему предложила Мальвина (демонстрация слайда №7).
Правильно Незнайка выполнил задание? Исправьте его ошибки (Ребята с помощью мышки передвигают картинку под нужную схему).
Молодцы, ребята. Спасибо, что вы помогли Незнайке.
9. Составление предложений по опорным картинкам.
Ребята, Мальвина узнала, что вы помогли Незнайке, и приготовила для вас еще одно задание, но посложнее.
Посмотрите на экран (демонстрация слайда №8). У вас на столах лежат на столах конверты со схемами предложений. Мальчики будут составлять предложения про Лёню, а девочки – про Милу.
Дети выкладывают схемы предложений на столах, логопед подходит к каждому ребенку проверяет правильность выполнения задания.
Сколько слов в предложении?
Назови первое слово, второе, третье. Назови слово со звуком [Л]. Со звуком [Ль].
Ребята, Мальвина похвалила вас за то, что вы правильно выполнили ее задание.
10. Итог занятия.
Какие звуки мы повторяли сегодня на занятии?
Придумайте слова со звуком [Л] в середине. Со звуком [Ль] в конце слова.
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Сказочные герои успешно добрались в свои сказки, а вам передали маленькие гостинцы.
Денисенко Дарья Викторовна,
учитель-логопед