План монументальной пропаганды ленина. Ленинский план монументальной пропаганды в действии
Ленинский план монументальной пропаганды – это предложенная В.И. Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. За 1918-1923 годы было сооружено около тридцати монументов, некоторые из которых сохраняются в Москве до сих пор.
1. Памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник был выполнен скульптором С.А.Мезенцевым и установлен 7 ноября 1918 года на площади Революции. Сооружение памятника было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого выделили специальные ассигнования и объявили конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище «двое в одной ванной». По всей вероятности, не самое лучшее качество работы почувствовали и большевики из Моссовета, потому что скоро памятник Марксу и Энгельсу был с площади Революции убран.
2. Мемориальная доска «Павшим за мир и братство народов». Доска, исполненная скульптором С.Т. Коненковым, появилась на стене Сенатской башни Кремля 7 ноября 1918 года. Она посвящена памяти павших борцов октябрьской революции. На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова. Барельеф из сорока девяти кусков подкрашенного цемента представлял собой крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и пальмовой ветвью – в левой. У ног его – поломанные сабли и ружья, за плечами – восходящее солнце, лучи которого составлены из слов «Октябрьская 1917 Революция».
Рассказывают, что на открытии мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», – не растерявшись, сказал Коненков. «Такую святую не знаю», – удивилась старушка. «Ну что ж, запомни», – услышала она в ответ. Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска «Павшим за мир и братство народов» находилась на своем месте вплоть до 1948 года. Сейчас она хранится в фондах Музея современной истории России.
3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Это творение скульпторов Д.П. Осипова (обелиск) и Н.А. Андреева (скульптура). Обелиск появился на Советской площади в 1918-1919 годах. Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции Советской России на больших деревянных досках, и позже – когда была сделана величественная скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Несмотря на тот факт, что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточно долго. Его разобрали в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.
С обелиском Конституции РСФСР связано много занимательного и интересного. Во-первых, с 1924 года и аж до 1993 год памятник фигурировал на официальном гербе Москвы. Правда, чести ради необходимо отметить тот факт, что после Великой Отечественной войны герб мало где использовался. Во-вторых, изображение обелиска Конституции РСФСР можно встретить на оградах Большого Каменного моста через Москву-реку. В-третьих, голова статуи разобранного памятника нынче хранится в Третьяковской галерее. Кстати, для статуи позировала Вера Алексеева – племянница Константина Сергеевича Станиславского.
Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Кроме того, ходили забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Но все гораздо прозаичнее: в те годы как раз планировали строить новый проспект – Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное, – лишнее... Эту версию подтверждает еще один любопытный момент: в 1962 году Н.С. Хрущев решил разобрать памятник Юрию Долгорукому и восстановить обелиск Конституции. Правда, вскоре «сняли» Хрущева.
4. Памятник революционным мыслителям. Этот необычный монумент архитектора Н.А. Всеволжскиого появился в 1918 году в Александровском саду. Это переделанный обелиск-монумент, посвященный трехсотлетию царствования дома Романовых, который был установлен в саду в 1914 году. Автор первоначального проекта – архитектор С.А. Власьев. Памятник представлял собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой был увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых. В 1918 году по плану монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название.
Фамилии царей были стесаны, двуглавый орел был демонтирован, а сам памятник обрел название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости обелиска: Маркс, Энгельс, Либкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов. В центре в венке было вырублено: «РСФСР» и ниже – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В 1966 году, в связи с возведением Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа к гроту «Руины».
5. Монумент «Мысль». Этот памятник – творение скульптора С.Д. Меркурова. В 1918 году «Мысль» украсила Цветной бульвар. «Мысль», как и меркуровский памятник Достоевскому были изготовлены еще до революции. Но когда потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, обелисков и скульптур. «Мысль» взяли «за компанию» с Федором Михайловичем. Любопытно и то, как было выбрано место для скульптур: сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, а автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно. А мастерская скульптора была рядом – на Цветном бульваре. Это и решило дело.
Скульптура простояла до осени 1936 года, когда начались работы по реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. «Мысль» перевезли на улицу Воровского (Поварскую) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Ф.И. Панферов, один из руководителей Союза, спросил: «Что это за статуя?» Узнав, что это «Мысль», он изрек: «При чем же тут мысль и какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году «Мысль» стала надгробьем его могилы на Новодевичьем.
6. Памятник А.Н. Радищеву. Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Радищева работы скульптора Л.В. Шервуда. Погрудный портрет русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, «прорицателя вольности» был выполнен Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде. Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: «Радищев».
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время страшной бури, московский памятник писателю Александру Николаевичу Радищеву простоял на своем месте больше десяти лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией Триумфальной площади он был разобран, а бюст передан на хранение в музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов – в музей архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Викторовича Щусева), где и мирно пребывает до наших дней. Обязательно приходите на него посмотреть!
7. Памятник М. Робеспьеру. Еще один монумент ленинской монументальной пропаганды, появившийся в Александровском саду, – памятник Робеспьеру скульптора Б.Ю. Сандомирской. Памятник был открыт 3 ноября 1918 года у грота «Руины». Газета «Правда» писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, – сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. – Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».
Но простоял памятник совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же «Правде» от 9 ноября 1918 года: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…» Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.
Продолжение
из лекции 5 -
О "ЗАВЕТАХ", "СОВЕТАХ" ИЛЬИЧА И СОВРЕМЕННОСТИ
Владимир Ильич Ленин не зря признан гением. Добра или зла мы сейчас обсуждать не будем. Но ему удалось и создать политическую партию практически на "полупустом" месте, и сделать ее идеи и деятельность понятными и привлекательными для многих граждан России (и не только дореволюционной). Не случайно считается Ленин и одним из основоположников теории советской агитации и пропаганды – в работах Ильича мы найдем немало интересных мыслей, которые могут быть полезны и современному политику.
Многотомное собрание сочинений В.И.Ленина содержит множество как серьезных теоретических работ, так и произведений, имеющих прикладной характер, среди которых есть и труды, посвященные вопросам организации агитационно-пропагандистской работы РСДРП. В первую очередь, следует назвать статьи «С чего начать», «Партийная организация и партийная литература» и «Что делать». Стоит ли с ними знакомиться современному российскому политику? Разумеется стоит. И стоит поразмыслить и над ленинским планом создания партии. Но тупо копировать ленинский опыт, конечно, не следует.
В чем заключаются и в какой степени «заветы» Ленина применимы сейчас?
Напомню, что Владимир Ильич начинал создавать партию фактически с нуля.
Ленинская "модель" партии .
В конце ХIХ века в России существовало несколько десятков рабочих кружков, которые надо было не только объединить, но и привлечь к идеям марксизма (а позже и большевизма) значительную часть рабочих и крестьян. Ленин очень большое внимание уделял тому, что мы сейчас могли бы назвать словом «моделирование» или «проектирование» партии.
«Ленинская модель» сводилась к тому, что партия большевиков – это небольшая группа профессиональных революционеров, которая опирается на определенные классы или слои, определяя их как свою опору или союзников. При этом кто является союзником, а кто является "временным попутчиком" партия определяла в зависимости от политической ситуации. Историки знают, какие дебаты велись в РСДРП по поводу пункта в уставе партии определяющим, кто может быть членом РСДРП.
Еще одна особенность - Ленин действовал в условиях подполья, нелегально.
Замечу, что большинство партий, претендовавших на места в первом и последующих российских парламентах созданы были преимущественно в связи с тем, что царь объявил выборы в I Государственную Думу. То есть только рождение парламента стало толчком к объединению в рядах партий помещиков, буржуазию, средний класс, дворянство. А если бы царь не назначил выборы в госдуму, то вполне вероятно так и была бы одна партия в России. Ну, может, две.
А теперь – некоторые "заветы" и "советы" Ленина.
Первой задачей партийного строительства Ленин поставил создание общерусской политической газеты.
При этом он определил специфику этой газеты – она должна быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.
И еще одна особенность агитационной деятельности российских социал-демократов (но не последняя) в том, что Ленин обращал особое внимание на «обличения» в партийной прессе.
Вот, что писал сам Ильич в работе "С чего начать?" :
Исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основной нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения... Вряд ли будет преувеличением сказать, что степень частоты и регулярности выхода (и распространения) газеты может служить наиболее точным мерилом того, насколько солидно поставлена у нас эта самая первоначальная и самая насущная отрасль нашей деятельности. Далее, нам нужна именно общерусская газета. Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ... посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия. ...Наконец, нам нужна непременно политическая газета. Без политического органа немыслимо... движение, заслуживающее названия политического. Без него абсолютно неисполнима наша задача - сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений... У людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой они могли бы говорить, - нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов. ...И мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; - такой трибуной должна быть социал-демократическая газета.
Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая... регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии... И если мы соединим свои силы на ведении общей газеты, то такая работа подготовит и выдвинет не только наиболее умелых пропагандистов, но и наиболее искусных организаторов, наиболее талантливых политических вождей партии, способных в нужную минуту дать лозунг к решительному бою и руководить им.
Если говорить о сегодняшнем дне, то какие из российских партий имеют свой печатный орган? Таковых немного - «Единая Россия» да ЛДПР.
Несколько номеров выпустила «Справедливая Россия», предвыборные газеты появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и… тишина.
Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами?
И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?
Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Ой-ой-ой. (Примечание - "Ой-ой-ой" - это значит, что они плохо используют возможности интернета. Даже отвратительно, если подумать о тех задачах, которые они собираются решать. Но об этом позже).
И приходится сказать: Так, уважаемые господа политики, добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников у вас не получится!
А значит, не получится и добиться успеха на выборах. А потом от вас отвернутся и спонсоры с пожертвователями.
И кончитесь вы как цивилизованные политические партии
Конечно, многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики. Но впрочем о политическом мастерстве журналистов и журналистском мастерстве политиков тоже не сейчас.
Сейчас чуть ли не каждый второй так называемый оппозиционер жалуется, что ему не дают слова на телевидении.
А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами.
А нынешним политикам ведь разрешено и не из-за границы, а в России агитировать, так нет же… То ли не хотят, то ли не умеют.
Партия большевиков в период подготовки первой русской революции работала гораздо активнее. Если вы заглянете в соответствующий раздел Агитклуба (заглянуть сюда или сюда), то увидите, с какой частотой появлялись листовки и прокламации большевиков во время первой русской революции. Именно поэтому они и смогли революцию возглавить.
КА-А-АНЕШНО, тогда была другая обстановка.
Конечно, был царский самодержавный гнет, полиция, жесточайшее угнетение рабочих, нищета среди крестьян и т.д. и т.п. и, как говорится, революционная ситуация созревала и без большевиков.
Но разве пошли бы за большевиками люди, если бы они не занимались агитацией и пропагандой?
И не только пропагандой своих взглядов занимались большевистские «Пролетарий» и «Правда», но и разоблачали взгляды меньшевиков и прочих оппортунистов. И как разоблачали!
Где взять деньги , спросит современный начинающий политик.
Тут к опыту большевистской партии следует отнестись критически, но творчески.
История с получением Лениным денег от германского правительства на подготовку революции, хотя и выглядит красиво, однако у многих серьезных историков вызывает сомнения. Но поскольку нашим партиям получать деньги из-за границы запрещено законодательством, об этом мы и рассуждать не будем.
Категорически следует отвергнуть опыт большевиков и особенно эсеров, которые на революционные нужды деньги «экспроприировали», то есть попросту грабили «буржуев». (К последнему, кстати, в своей большевистской юности приложил руку и Иосиф Виссарионович Сталин).
Так где же взять деньги?
Как и у любой нормальной политической партии есть, во-первых, членские взносы, а во-вторых – богатые (или просто обеспеченные люди), которые готовы оказать материальную помощь делу, которое они считают правильным.
И есть еще один ресурс. Партия может сама заработать денег! Как? На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать конкретно и подробно (надо же что-то и для консультаций с семинарами оставить), поэтому ограничусь циничным намеком: партия может заработать денег общественно полезным трудом! И не обязательно при этом вагоны разгружать.
Не секрет, что большевикам помогали материально и Максим Горький, и Савва Морозов. И многие из творческой интеллигенции к ним относились не так уж и плохо. Потому что гораздо хуже у них было отношение к царскому режиму.
Другое дело, что одно отношение было ДО октябрьской революции, другое - ПОСЛЕ. Максим Горький, например, в 1905 году в РСДРП вступил, а в 1917 году из нее вышел (не стал проходить перерегистрацию).
Может ли российская интеллигенция поддержать наши партии? Конечно, может. И не только интеллигенция! Вы посмотрите какие творческие певцов, артистов, футболистов, наконец в кандидатских списках некоторых партий! И нет сомнения, что делают они это бескорыстно (в отличие от съемок в рекламе). Во всяком случае хочется в это верить. А какое количество наших звезд участвует в предвыборных мероприятиях! Значит могут поддержать политиков, если захотят!
Правда о бескорыстности наших звезд болтают разное... Но об этом тоже в другой раз.
Но во всяком случае, если у партии есть идеи и они толковые, то найти финансовую поддержку она сможет.
Разумеется, не следует торговать местами в партийных списках и пытаться посредством каких-либо ухищрений (гранты, общественные фонды и т.п.) тащить деньги для своей партии из государственного бюджета. Это просто неблагородно. Как партия, которая заботится о благе народа смеет примазываться к общенародному бюджету?! Слава богу, такого у нас в стране нет. Или мы просто не знаем об этом.
Другое дело - эффективность использования средств. Но это уже другая тема.
А возвращаясь к заветам Ленина, следует заметить еще одно – не надо считать каждое высказывание Владимира Ильича методической рекомендацией. Ситуация в России в 1905, 1912, 1916 годах была различной. И поэтому Ленин уделял в своих работах большое внимание ТАКТИКЕ действий. И его высказывания по тактике надо считать именно такими, тактическими, а не формулировками каких-то основополагающих принципов.
И подходить к ним следует ТВОРЧЕСКИ, какие-то беря на вооружение, какие-то отвергая.
Вот, например, «обличения» , о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».
Современный политик должен серьезно подумать, надо ли ему что-то или кого-то обличать и каким образом.
Посмотрите какую-либо из передач Караулова или почитайте какую-либо из книг того же Хинштейна – что это обличения, разоблачения или нападки? Или вообще клевета? Или просто литературное творчество? (примечание - фамилии Караулова и Хинштейна взяты просто для примера, поскольку их выступления ярки и остры в отличие от многих других)
Посмотрите или послушайте чье-либо «критическое» выступление (хоть депутата, хоть премьера, хоть президента, хоть губернатора):
Что подвергается критике – «отдельные недостатки» (как было принято писать в совсем недавние советские времена) или же стиль и принципы деятельности органов власти?
Критикуются отдельные нерадивые чиновники или общая организация дел в государственном управлении?
В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность». Правда, конкретные фамилии этих работников в советской критике звучали не часто.
На телевидении занимался «обличениями» (разумеется, это слово мы употребляем в данном случае с иронией) Сергей Михалков (автор многих детских стихотворений, басен, а также текста гимна СССР), который был главным редактором сатирического тележурнала «Фитиль». Обличались в «Фитиле» директор фабрики, который выпускал немодные пальто или бракованные телевизоры, дворник, который плохо подметал улицу и т.п. «негативные явления» и «нерадивые работники».
Насколько подвергались контролю и цензуре критические материалы в советские времена говорить, думается, нет необходимости.
В годы перестройки газеты и журналы получили «глоток свободы» и занимались «обличениями» недавнего прошлого и немного перестроечного «настоящего» (некоторые публикации вы найдете в Агитклубе в разделе о перестройке – ) .
Сейчас занимаются "обличениями" многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?
Если критика несправедливости не вызывает отклика, значит либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь. Ну разве что курсом доллара.
Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, вы можете по себе лично. Вызывает ли у вас что-либо неприятие? Негодование? Гнев? Или вам все «до лампочки»? А если не все, то что вам не нравится? Что возмущает? Чем вы недовольны?
Если вы не можете ответить, то хороший агитатор или пропагандист из вас не получится. Потому что занятия агитацией и пропагандой требуют эмоций, чувств, нервов, боли. Причем искренних.
Особенно это важно для политика.
Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.
Если же у политика есть одно искреннее желание - занять должность повыше да поденежнее, то он тоже будет убеждать людей (конечно, в том, что он заботится об их благе, о благе страны, а совсем не о своем), но… некоторые, а то и многие люди это раскусят.
Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.
Но может быть ленинская идея об «обличениях» неактуальна в принципе? В конце концов, Россия в 1907-м и Россия в 2007-м годах – это как говорят в Одессе «две большие разницы».
Может быть сейчас нашим политикам следует не «обличать», «разоблачать», «критиковать» и т.п., а напротив – «консолидироваться», искать способы «конструктивного взаимодействия», стремиться к «консенсусу», забыть о политических разногласиях и сообща, дружно, в едином порыве…
Вот например, тезис об «антинародной политике властей». Это антинародность свойственна всем решениям властей или отдельным? Проявляется она только в решениях президента и Государственной думы или же «антинародными» являются и многие решения местных властей?
Решения Лужкова, например, они антинародные? А решения Совета Федерации?
В общем, перечитайте Владимира Ильича и возьмите кое-что на вооружение.
БАНАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.
Политическая партия должна «определиться». Со своими идеями, идеологией, союзниками и противниками, взглядами и позициями. И не просто определиться, но и сформулировать их.
Политическая партия должна активно заниматься агитацией и пропагандой своих взглядов, и не только во время избирательной кампании.
Политическая партия должна «позиционировать себя», четко и недвусмысленно показывая свои отличия от других партий, демонстрируя свои преимущества и критикуя, разоблачая и обличая недостатки, пороки и заблуждения других политических сил.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ .
Ленин был ведь не только великий теоретик, но и практик неплохой.
И он понимал значение агитации и пропаганды не только для партии, стремящейся к изменению власти, но и для партии, находящейся у власти.
Кстати, после революции в числе первых декретов советской власти были и декреты о закрытии оппозиционной прессы и создании ВЧК. А Сталин (благодаря усилиям ГПУ-НКВД) возможность «обличений» фактически свел к нулю.
А о взглядах самого Владимира Ильича на агитацию и пропаганду вас лучше всего узнать из работ самого Ленина. И оцените, кстати, его публицистическое мастерство.
Апрель 1918 г. ... Короткие месяцы передышки. Революция уже победила в главных городах страны, а ее смертельные враги еще не успели развязать гражданскую войну и установить блокаду вокруг молодой республики. Однако уже чувствовалась приближающаяся нехватка продовольствия, топлива, сырья. И в эти трудные для страны дни прозвучали ленинские слова о роли искусства в новом, социалистическом обществе.
В одной из бесед с наркомом просвещения республики А. В. Луначарским В. И. Ленин высказал ему свои соображения о роли искусства в социалистическом обществе. «Давно уже передо мной носилась эта идея,- говорил Ленин.- ...Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство,- словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой...»
Далее Владимир Ильич перешел к конкретизации своих мыслей. Он посоветовал Луначарскому связаться с художниками и скульпторами Москвы и Петрограда, выбрать подходящие места на площадях и установить там памятники. «Благоустроенный город,- говорил он,- должен иметь много такой скульптуры». Ленин считал, что наш климат вряд ли позволит широко использовать фресковую роспись, о которой мечтал Кампанелла. Поэтому основное внимание предлагал уделить скульптуре - фигурам, бюстам, барельефам, а также широко использовать монументальные надписи - цитаты из произведений выдающихся революционеров. Он советовал привлечь писателей и поэтов к созданию новых текстов, пропагандирующих идеи коммунизма.
С. Т. Конёнков. Павшим в борьбе за мир и братство народов. 1918. Барельеф. Цемент. Государственный Русский музей. Ленинград.
В. И. Ленин говорил также о том, что открытие нового памятника должно быть актом пропаганды и одновременно «маленьким праздником» с музыкой, выступлениями артистов и т. д. В заключение Владимир Ильич сказал Луначарскому: «Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно. Пусть это будут какие-нибудь бетонные плиты, а на них надписи возможно более четкие».
Луначарский был поражен величественной картиной идейно-художественного преобразования советских городов.
Художники горячо одобрили и поддержали предложение В. И. Ленина. На следующий день Луначарский стал готовить доклады для Совнаркома о деятельности Наркомпроса и о памятниках Республики, а также проект декрета. И апреля он доложил Совнаркому о работе Наркомпроса, а 12 апреля - о декрете. В этот же день декрет «О памятниках Республики», текст которого был исправлен и частично переписан рукой Ленина, был принят 2 августа того же года в «Известиях» был опубликован подписанный В. И. Лениным список лиц, которым предполагалось установить памятники.
С. Д. Меркуров. Памятник К. А. Тимирязеву. 1922 - 1923. Гранит. Москва.
Впервые в мировой практике памятники создавались не царям и завоевателям, а прежде всего революционным мыслителям, предводителям масс, героям освободительной борьбы. Их в списке было 31 (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, Робеспьер, Сен-Симон, Бабеф, Степан Разин, Спартак, Гарибальди и др.). В списке стояли имена 35 писателей, композиторов, художников, артистов, ученых (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. П. Мусоргский, Ф. Шопен, Андрей Рублев , А. А. Иванов , М. А. Врубель , В. Ф. Комиссаржевская, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.). Поражает широта подхода, с которой был составлен этот список. Поистине революционный пролетариат чувствовал себя наследником всех богатств человеческой культуры и стремился увековечить всех тех, кто внес свой бесценный вклад в сокровищницу мирового искусства, науки и революционной мысли.
Высказывания В. И. Ленина, записанные Луначарским, декрет «О памятниках Республики», список выдающихся деятелей, коим предполагалось установить памятники, выступления В. И. Ленина на закладке или открытии временных памятников (К. Марксу, Степану Разину, монумента «Освобожденный труд» и др.), где он касался не только значения увековечиваемых лиц и событий, но и общих вопросов идеологического значения монументального искусства ,- все это и получило позже собирательное название «Ленинский план монументальной пропаганды».
Он тотчас же, с лета 1918 г., начал осуществляться. В создании временных и постоянных памятников приняли участие выдающиеся скульпторы Н. А. Андреев, Т. Э. Залькалн, Б. Д. Королев, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, B. И. Мухина и другие. К сожалению, большинство памятников носило временный характер и не сохранилось. Из произведений, выполненных в те годы в долговечных материалах и до сих пор украшающих столицу, можно назвать памятники К. А. Тимирязеву (скульптор C. Д. Меркуров), А. И. Герцену и Н. П. Огареву (скульптор Н. А. Андреев), В. В. Воровскому, (скульптор М. И. Кац).
Открытие каждого памятника сопровождалось торжествами и выпуском специальной брошюры из серии, носившей общее название «Кому пролетариат ставит памятники». Среди сохранившихся надписей наиболее известна выложенная керамическими плитками на фасаде гостиницы «Метрополь», выходящем к площади Свердлова, цитата из высказывания В. И. Ленина.
В дальнейшем работа по осуществлению Ленинского плана все более расширялась. Особенного размаха она достигла в 1960- 1970-х гг., когда в стране было создано около 15 крупных мемориальных ансамблей и воздвигнуто более 200 памятников общегосударственного значения, а также многие тысячи небольших монументальных произведений, посвященных памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, установленных почти в каждом советском городе и во многих селах.
План монументальной пропаганды, носящий имя В. И. Ленина, рассчитан на многие десятилетия.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 169-172; т. 38, с. 326; т. 41, с. 105-106, 158; т. 50, с. 68-69, 73, 101, 182, 191-192; т. 51, с. 99-100, 182; т. 52, с. 177; т. 54, с. 401; Луначарский А. В., Ленин и искусство. Воспоминания, Собр. соч., т. 7, М., 1967, с. 401-06; Нейман М., Из истории ленинского плана монументальной пропаганды, в сборнике: Становление социалистического реализма в советском изобразительном искусстве, М., 1960; Стригалёв А., У истоков советского монументального искусства, «Декоративное искусство СССР», 1968, № 4; его же. Кому пролетариат ставит памятники, «Декоративное искусство СССР», 1969, № 11; Литературное наследство, т. 80, М., 1971; За ленiнським планом. Монументальна пропаганда на Украïнi в першi poки радянськоï влади, Киïв, 1969.
|
Nov. 24th, 2010 | 10:37 pm
Вчера мы в одном давнишнем посте Алексея Михайловича a_dedushkin вновь вспомнили о памятнике освобожденному труду, который должны были поставить на месте памятника Александру III у ХХС. Немножко даже поспорили - был-таки он установлен или нет в итоге... В общем, результатом всех этих вчерашних обсуждений стал этот пост.
Здесь я решила собрать изображения всех монументов, установленных по данному плану в Москве в 1918-1923 гг и привести некоторые занимательные факты (общеизвестные и не очень) об этих сооружениях. Понятно, что не я первая озадачиваюсь сим вопросом, с год назад был хороший пост на эту тему у dinya_ss , Алексей Михайлович у себя в ЖЖ выкладывал кой-какие изображения, но вот мне захотелось все в одном месте собрать и сразу скажу, что удалось найти парочку весьма редких кадров, а некоторые монументы так и остались "без фотографий" - посему, если есть у вас их изображения буду очень признательна
Начнем с карты, которую я нашла в журнале "Наука и Жизнь" №11 за 1987 год,
к карте прилагался список, в соответствии с которым я буду строить сей пост.
пост получился огромный, но надеюсь, вы на меня не обидитесь: кто-то просто посмотрит картинки, а кто-то (при наличии свободного времени) и почитает.
1. К. Марксу и Ф. Энгельсу.
Пл. Революции. Скульптор С.Мезенцев. Открыт 7 ноября 1918.
Сооружение памятника Марксу и Энгельсу было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Для этого были выделены специальные ассигнования и объявлен конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов.
но не смотря на это в народе сей монумент почти моментально получил прозвище "двое в одной ванной"
2. Павшим за мир и братство народов. (Мемориальная доска)
скульптор С. Т. Коненков. Красная пл. 1918.
Вот как описывали эту мемориальную доску в журнале «Горн» (№1, 1918 г.):
«На доске, выполненной из цветного цемента скульптором С.Т. Коненковым, изображена фантастическая фигура с крыльями сказочного лебедя. В правой руке фигуры – темно-красное знамя с советским гербом на древке, спадающее на братские могилы, перевитые траурной лентой, с поломанными винтовками и шашками. В другой руке – зеленая пальмовая ветвь, протянутая к сердцу очень широким и естественным жестом, как бы в знак победы и вечного братства и мира народов».
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года.
Рассказывают, что на открытии одна старушка допытывалась: «Какой святой икону ставят?» «Революции», - сказал Коненков. «Такую святую не знаю», - растерялась старушка. «Ну что ж, запомни», - услышала она в ответ.
3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР)
Советская пл. 1918-1919гг. Обелиск- Д.П. Осипов, скульптура - Н.А. Андреев
Сей монумент открывался в два захода: сначала непосредственно обелиск со статьями из первой конституции на деревянных досках, и позже - когда была сделана скульптура Свободы, а деревянные доски были заменены бронзовыми. Не смотря на то что обелиск был сложен из простого кирпича, простоял он достаточна долго - разобран в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года.
Вообще, с этим памятником связано много интересного.
Ну, во-первых, известно ли вам, что с 1924 и аж до 1993(!) года он фигурировал на официальном гербе Москвы?
правда, чести ради, надо отметить, что после войны сей герб мало где использовался.
Во-вторых, что изображение обелиска конституции можно найти на оградах Б.Каменного моста
В-третьих, что голова статуи разобранного памятника нынче храниться в Третьяковке.
Кстати, для статуи позировала племянница Станиславского - Вера Алексеева.
Да и с разбором памятника тоже связано несколько мифов: по официальной версии разобрали его из-за ветхости. Ходили так же забавные слухи, что Свобода очень смахивает лицом на жену Троцкого. Мне же кажется, что все гораздо прозаичнее: в те годы как раз во всю планировали строить новый проспект - Проспект Конституции (Новый Арбат). Были проекты, где проспект открывали обелиски с цитатами из новой, сталинской конституции. А две конституции в одном городе, наверное - лишнее...
Мою версию косвенно подтверждает еще один любопытный момент (хотя конечно, все вполне в духе нашей страны): в 1962 году Хрущев внес на рассмотрение в ЦК КПСС и Совмин предложение о разборке, уже к тому времени установленного, памятника Юрию Долгорукому и восстановлении к 7 ноября 1964 Обелиска Конституции. Правда, к тому времени "сняли" не Долгорукого, а самого Хрущева.
4. Революционным мыслителям.
архитектор С.А. Власьев (работы по "переделке" выполнил архитектор Н.А. Всеволжский). Александровский сад. 1918.
Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.
5. Мысль.
У "Мысли" интересная судьба. Этот монумент, как и меркуровский памятник Достоевскому (о котором речь ниже) были изготовлены еще до революции. Но, когда по плану монументальной пропаганды потребовалось в городе установить сразу много скульптур, стали буквально прочесывать мастерские известных и не очень скульпторов на предмет подходящих памятников, бюстов, обелисков, скульптур. "Мысль" взяли "за компанию" с Федором Михайловичем. Любопытно, и то, как было выбрано место для скульптур: Сработал фактор «близости места». Памятники громоздкие, тяжеленные, автокранов тогда и в помине не было, везти куда-то далеко – сложно! А мастерская скульптора была, рядом, на Цветном бульваре. Это и решило дело. Здесь скульптура простояла до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре.
« Мысль » перевезли на улицу Воровского (Поварская) и установили в палисаднике перед знаменитым «домом Ростовых», который был занят Союзом советских писателей. Вскоре появилась такая байка: писатель Федор Панферов, один из руководителей союза, спросил: что это за статуя? Узнав, что это « Мысль », изрек: «При чем же тут мысль, какое отношение она имеет к писателям? Убрать!» Несколько лет высланная писателями скульптура стояла в саду у скульптора. После смерти мастера в 1952 году « Мысль » стала надгробьем могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.
6. и 7. Памятники К. Марксу
Про эти памятники, увы, мне ничего найти не удалось, кроме того, что один из них был установлен на Садовой-Триумфальной ул., а другой на Николоямской.
8. Памятник А.Н. Радищеву
Л. В. Шервуд. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.
Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры
9. Памятник Робеспьеру
Б. Ю. Сандомирская. Александровский сад. 1918
Памятник был открыт 3 ноября 1918 г. в Александровском саду у Грота.
Газета "Правда" 5 ноября 1918 г. писала: «Стройными рядами заполняют Красноармейские полки Александровский сад, - сообщает с места событий собственный корреспондент газеты. - Пьедестал памятника увит гирляндами живых цветов. Памятник окружен стягами и знаменами. Музыка играет «Марсельезу». Спадает покрывало. К подножию кладут венки хризантем».
Но простоял он совсем недолго. Утром 7 ноября на его месте были обнаружены лишь обломки. По официальной версии, опубликованной в той же
«Правде» от 9 ноября 1918 г.: «Открытый неделю тому назад в Александровском саду памятник Робеспьеру в ночь с 6 на 7 ноября был уничтожен чьей-то преступной рукой. Памятник был, видимо, взорван…»
Есть и другая версия: как и большинство памятников, установленных по плану ленинской монументальной пропаганды, памятник Робеспьеру был выполнен из не самых качественных материалов. В ночь 6 на 7 ноября ударил мороз, бетон растрескался и памятник развалился.
10.Памятник А. В. Кольцову.
скульптор С. Сырейщиков. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
На фотографии - открытие памятника. Перед собравшимися выступает Сергей Есенин. Но не только этим любопытен сей снимок. Чуть за спиной, левее Есенина, стоит С. Сырейщиков - без шапки, слушает поэта (на фотографии над его головой светловатое пятно - видим дефект)
Что касается самой скульптуры, то изготавливалась она в мастерской Сергея Михайловича Волнухина - учителя Сергея Сырейщикова, который в то же время ваял там скульптуру Т. Шевченко, которая была установлена на Трубной площади в начале Рождественского бульвара. (об этом ниже)
С.Сырейщиков за работой в мастерской
Вот, что позднее писали в журнале «Искусство» (1947, № 4): "памятник отличался некоторой наивностью образа, но привлекал своей мягкостью, поэтичностью, душевной чистотой."
Скульптура "Кольцов" простояла недолго. Поскольку статую решили перевести в бронзу, оригинал, установленный на Театральной площади уже через несколько месяцев сняли и перевезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, помещавшегося на Б. Дмитровке. Сырейщиков энергично принялся дорабатывать произведение с учетом нового материала, но 20 марта 1919 года попросил отпуск на 2 месяца, чтобы съездить к родителя в Воронеж - кто-то из его родных умер от тифа. В Москву скульптор больше не вернулся. По некоторым данным он сам умер от тифа, в том же 1919 году.
11.Памятник И. С. Никитину.
скульптор А. Блажиевич. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
Памятник Ивану Никитину был установлен в розарии у Китай-городской стены 3 ноября 1918 года. Простоял на площади менее года, снят в связи с частичным обрушением.
12.Памятник Т. Шевченко.
С. М. Волнухин, Рождественский бульвар. 1918
Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.
Выступление Коллонтай на открытии памятника Т. Шевченко
Удивительно сходство в судьбах учителя (Волнухин) и ученика (Сырейщиков) и их творений (Шевченко и Кольцов), выполненных в одной мастерской!
13.Памятник И. П. Каляеву.
cкульптор Б. Лавров, у входа в Александровский сад. 1918г.
Не смотря на то, что в ночь с 6 на 7 ноября 1918 года в Александровском саду прогремел взрыв (по официальной версии) и был разрушен памятник Робеспьеру, уже утром 7 ноября у входа в Александровский сад открывали новый памятник - И.П. Каляеву, совершившему убийство московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
Москвич Никита Окунев 13/11/18 записывает в своем дневнике:"...Видел и вновь открытый памятник социалисту Каляеву. На одной стороне пьедестала написано: "Уничтожил Велик. Ки. Сергея Романова" На других сторонах ничего нет. Значит - нет и других заслуг, кроме "уничтожения"?!..." (из книги М.И. Вострышев. "Москва сталинская. Большая иллюстрированная летопись"
14.Памятник С. Н. Халтурину.
Cкульптор С. Алешин. Миусская пл. 1918
Изображения этого памятника мне найти не удалось, однако нашлось несколько любопытных фактов.
На открытии памятника присутствовал Малевич, у которого сей сугубо реалистичный монумент вызвал бурю негодования: «Засученные рукава и выражение лица наводят ужас на окружающих» Сей памятник был оценен неудовлетворительно и в скором времени разобран.
15.Памятник С. Л. Перовской.
скульптор И. Ф. Рахманов. Миусская пл. 1918.
Здесь так же, увы, изображение не найдено.
Как и поставленный чуть позже в Петрограде памятник, скульптура на Миусской площади была выполнена в модной тогда манере кубофутуризма и не имела ничего общего с действительным обликом революционерки, что очень многим не понравилось (зато, наверное, понравилось Малевичу:)). Так что почти сразу встал вопрос о закрытии памятника
В условиях гражданской войны памятник Перовской не сохранился и уже не восстанавливался.
16.Памятник Ф. М. Достоевскому.
С. Д. Меркуров. Цветной бульвар. 1918.
С этим памятником связана любопытная история. Когда комиссия пришла в мастерскую Меркурова, чтобы выбрать памятники для выполнения "госзаказа", им приглянулись две работы: памятник Федору Михайловичу и фигура « Мысль », также выполненная из гранита. Председатель Комиссии М. Ф. Владимиров заявил, что Достоевского поставим, «если сойдемся в цене». В цене сошлись, Меркуров запросил по-божески, и обе фигуры решили установить к празднику.
Место выбрали неподалеку от мастерской скульптора - в центре цветного бульвара. Вот как описывал искусствовед Н. Д. Виноградов установку памятников: «30 октября 1918 года с утра на Цветном бульваре можно было видеть, как Меркуров «египетским способом» тянет своего Достоевского для установки. Скульптура была уложена на два бревна, связанных в форме саней. Под бревна подкладывались валки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с автором…»
Памятник Достоевскому простоял здесь до осени 1936го, когда начались работы реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре. В связи с этим он был перенесен во двор старинной Мариинской больницы для бедных, на Новую Божедомку (с 1940 года – ул. Достоевского). Здесь, в одном из флигелей бывшей больницы, в семье штаб-лекаря М. Достоевского в 1823 году родился великий писатель. Здесь памятник находится и по сей день.
17.Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину.
Скульптор А.Н.Златовратский. Верхняя Таганская площадь
Памятник (бюст) Салтыкову-Щедрину был открыт на Верхней Таганской площади, у перекрестков с современными Таганской и Солженицынской улицами и проезда Земляного вала, 7 ноября 1918 года. Скульптор А.Н.Златовратский.
Эта фотография выполнена не в мастерской, а на площади. Для лучшего фона натянута драпировка.
Хочу отметить, что в выше упомянутом журнале "Наука и жизнь" местом установки почему-то значится Серпуховская (Добрынинская) площадь.
О следующих трех памятниках из списка, увы, никакой информации нет, как нет и изображений этих памятников. Суверенностью можно утверждать лишь, что не один из них не сохранился.
18. Ж. Жоресу.
скульптор С. И. Страж. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
19. Г. Гейне.
20. Э. Верхарну.
Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.
21. Памятник М. А. Бакунину.
Б. Д. Королев. Тургеневская пл. 1919
Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять. Демонтирован в том же 1919 г.
22. «Степан Разин с ватагой»
С. Т. Конёнков. Красная площадь, Лобное место. 1919
Фрагмент "Степан Разин"
Выполненные в дереве фигуры Разина, его товарищей и персидской княжны - геометризованные по формам, непропорциональные, грубо обработанные и аляповато раскрашенные, по стилю напоминают народную деревянную игрушку.
композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптура простояла на площади всего 25 дней. Памятник был снят, и не только потому, что явно нарушал своим обликом цельность восприятия ансамбля Красной площади, но и потому, что не соответствовал основной задаче мемориального сооружения и не отвечал целям монументальной пропаганды, показывая крестьянского вождя не как историческую личность, но как героя народного эпоса, сказочный, былинный образ.
Вот, что писал искусствовед В. Н. Терновец об этой скульптурной группе: "Произведение, несомненно, самое значительное и яркое из всего, что было создано в революционную эпоху, осталось неоцененным. Пусть группа проигрывала на Красной площади - в стенах мастерской и позже, в комнатах музея, она захватывает своей эпической мощью. Лица Разина и его товарищей дышат ширью Волги, жаждой приволья, разбоя и удали. Скованность поз, еле намеченные резцом складки одежды - дерево раскрашено в живопись, несет здесь функции скульптуры, - все, - дышит величавой простотой и красочностью, которой богата народная жизнь"
23. Памятник Ж.-Ж. Дантону
Н. А. Андреев. Пл. Революции. 1919.
Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Народная молва моментально окрестила монумент "памятником говорящей голове" из "Руслана и Людмилы". Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.
24. Памятник Ж.-П. Марату
скульптор А.Я.Имханицкий. Симонова слобода. 1919.
25. Памятник А. И. Герцену
26. Памятник Н. П. Огареву.
Н.А. Андреев. перед МГУ На Моховой 1922
27. Памятник К.А.Тимирязеву.
скульптор. С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов. Никитские ворота. 1923
Последние три памятника до сих пор стоят на своих местах, поэтому не буду о них много распростроняться, вы без труда все найдете сами в интернете.
Я лучше покажу вам уникальную кинохронику: отрывок из киножурнала Дзиги Вертова за 1922 г. - закладка памятника Тимирязеву
забавное примечание - на подписях в кинохронике фамилия везде пишется не иначе как Те
мирязев.
Отмечу так же, что в те же годы (1918-1923) было заложено еще несколько памятников, как возведенных, так и не возведенных позднее (см. схему)
28. К. Марксу. Пл. Свердлова. 1920.
29. “Освобожденный труд”. Пречистенская (Кропоткинская) наб. 1920.
30. Я. М. Свердлову. Пл. Свердлова.1919.
31 и 32. Борцам 1905 г. Красная Пресня. 1920.
33. А. Н. Островскому. Пл. Свердлова.1923.
Уф! вроде все!
В посте, помимо упомянутых по тексту книг, газет и журналов, использовался
замечательный исторический очерк МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ МОСКВЫ ; а также материал из книги "Московский поиск", М. 1978.
Буду благодарна за любые комментарии и дополнения.