Война и мир большой театр 1961. Сергей Прокофьев
ВОЙНА И МИР - опера С. Прокофьева в 5 д. (13 к.) с хоровым прологом, либретто композитора и М. Мендельсон-Прокофьевой по одноименному роману Л. Толстого. Первые исполнения 1-й редакции (концертные): Москва, 16 октября 1944 г., Ансамбль советской оперы ВТО (фрагменты, в сопровождении фортепиано); Москва, 7 июня 1945 г. (в сопровождении оркестра, под управлением С. Самосуда). Первые исполнения 2-й редакции: I ч. (1-8-я к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 г., под управлением С. Самосуда; II ч. (9-13-я к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 20 июля 1947 г. (генеральная репетиция); всей оперы (концертное) - 29 июня 1953 г., Ансамбль советской оперы ВТО (в сопровождении фортепиано); сокращенного варианта (в 11 к.) - Ленинград, Малый оперный театр, 31 марта 1955 г., под управлением Э. Грикурова; Киев, Театр им. Шевченко, 3 ноября 1956 г., под управлением А. Климова; полного варианта (все 13 к., но с купюрами) - Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шавердова; Москва, Большой театр СССР, 15 декабря 1959 г., под управлением А. Мелик-Пашаева (с прологом); полностью в виде дилогии (без купюр, но с перестановками) - Пермь, 5 ноября и 26 декабря 1982 г., под управлением В. Рылова.
Великая Отечественная война обусловила замысел и создание оперы, написанной в 1-й редакции (в 4 д., 10 к.) в течение зимы 1941-го и начала весны 1942 г. Однако первоначальная версия не удовлетворила автора, который осознал недостатки сценарной драматургии этого варианта, сосредоточенного на показе судьбы Наташи, хотя и понимал невозможность вместить роман в рамки либретто. Отсюда поиски более стройной и емкой драматургической формы, отбор эпизодов, необходимых для создания органичного целого. 2-я редакция была создана к 1946 г., однако некоторые изменения делались и в дальнейшем.
Прокофьев добивался, чтобы тема войны и патриотического подвига русского народа заняла в спектакле ведущее место. Так появилась во 2-й редакции сцена военного совета в Филях, затем ария Кутузова. Были расширены народные сцены, дописаны многие эпизоды. Замысел разросся до двух-вечернего представления. Ни над одним своим произведением композитор не работал с такой любовью, настойчиво добиваясь возможно более верной передачи идейного содержания великого романа. Прокофьев не увидел на сцене «Войну и мир» в полном объеме, хотя страстно к этому стремился. Незадолго до смерти он сделал сокращенную, одновечернюю редакцию оперы, впервые поставленную в Ленинграде (1955). Чтобы облегчить задачу театра, были исключены две картины. Однако впоследствии был найден способ преодоления трудностей, и опера исполняется в Большом и Мариинском театрах полностью.
«Война и мир» Прокофьева - произведение могучей силы и выразительности. Либретто основано на подлинном тексте романа, не подвергшемся стихотворной обработке. Композитор ставил перед собой задачу передать не столько слова, сколько интонацию речи героев Толстого. Декламационная выразительность речитатива достигает огромной силы.
Опера как бы делится на две части: мир - первые семь картин и война - последние шесть (образ ее впервые появляется в финале 7-й к., при известии о вторжении Наполеона). В этом построении Прокофьев следовал Толстому, хотя предчувствие неизбежности военного конфликта дано уже в первых «мирных» главах романа.
Драматическая инсценировка не может передать всего богатства тем, идей, образов книги, тем более такой гениальной и многоплановой, как эпопея Толстого. В центре событий первой половины оперы - история любви Наташи и князя Андрея, увлечения Наташи Анатолем. Эта существеннейшая сторона романа воплощена в музыке с потрясающей глубиной. Не менее глубоко и сильно выражена тема России, поднявшейся на борьбу с врагом. Прокофьев сумел передать коренное различие между высоким и одухотворенным патриотизмом, эпическим величием Кутузова и авантюризмом, истерически взвинченной бравадой Наполеона. В музыке большое место занимает нежная, поэтическая, задушевная лирика, носительницей которой является Наташа; образ ее в опере достойно продолжает традиции Глинки, Чайковского и в особенности Римского-Корсакова (трепетная нежность, хрупкость интонаций сближают ее со Снегурочкой). Однако в Наташе есть не только чистота и беззащитность, но и недетское мужество, сила воли, душевное благородство. Лирика - самое сильное качество образа героини. Атмосфера, окружающая ее, поэтична. Лирическая стихия достигает кульминации в гениальном вальсе, символизирующем расцвет любви девушки к князю Андрею. Вальс неразрывно связан в сознании Андрея с обликом Наташи. Проведение той же темы в сцене последней встречи умирающего князя с Наташей переключает лирику в драматический план.
Прокофьев - мастер лепки характеров, раскрытия образа через интонацию. Неповторимы речевые характеристики не только главных, но даже на мгновение появляющихся героев (старый князь Болконский). «Интонационная хватка» композитора убеждает в абсолютной жизненности каждого из персонажей. Широко применяя речитативно-декламационный принцип, Прокофьев использует ариозные построения и хоры. Его партитура, органически связанная с классической традицией, своеобразно ее переосмысляет. Речитатив обычно является признаком оперы драматической, ариозные закругленные формы скорее присущи лирической и эпической. Прокофьев сочетает эпическое, лирическое и драматическое начала, ариозность и декламационность. Многие эпизоды и целые страницы «Войны и мира» находятся на уровне высших достижений классического искусства. Такова, в частности, сцена предсмертного бреда Андрея Болконского (12-я к.), равных которой не много в мировой оперной литературе.
Опера Прокофьева завоевала горячую любовь отечественных и зарубежных слушателей. В 1953 г. она с большим успехом была впервые исполнена за рубежом - на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (на итальянском языке, с участием выдающихся певцов: Э. Бастьянини - Андрей Болконский, Ф. Корелли - Пьер Безухов), затем поставлена в Милане («Ла Скала»), Праге, Софии, Лейпциге, Нью-Йорке и многих других городах. Выдающиеся спектакли были осуществлены Б. Покровским в московском Большом театре (1959) и ленинградском Кировском (1977, под управлением Ю. Темирканова). Значительный резонанс имела постановка «Войны и мира» в Петербурге, в Мариинском театре, в 1991 г. (совместно с лондонским «Ковент-Гарденом», под управлением В. Гергиева) и в 2000-м (под управлением В. Гергиева, режиссура А. Кончаловского).
Сергей Сергеевич Прокофьев является известным и одним из виднейших композиторов двадцатого века. Сергей Сергеевич народный артист РСФСР, данное почетное звание было присвоено ему в 1947 году. Данные биографии рассказывают нам, что мать будущего пианиста и дирижера, отмеченного множеством государственных премий (в их числе Ленинская и шесть Сталинских), была из рода крепостных и хорошо владела пианино. Мальчику же любовь к данному инструменту была привита ещё в раннем детстве. Уже в возрасте пяти лет Прокофьев начал заниматься музыкой, уже в то время было замечено стремление ребенка к сочинительству. Мать записывала его ранние произведения. К десятилетнему возрасту на счету у юного композитора было уже две оперы - «Великан» и «На пустынных островах». Будущий народный артист получил отличное музыкальное образование, дважды закончив Петербуржскую консерваторию. В 1909 году, а качестве композитора, а в 1914 пианиста. За время обучение в консерватории был учеником таких известных преподавателей как Римский-Корсаков, А.К. Лядов, А.Н Есипова, за время учебы Прокофьев подружился с композитором Николаем Мясковским. Даже по окончанию консерватории, композитор продолжал изучение органа вплоть до 1917 года.
Грандиозная опера «Война и мир» Сергея Прокофьева была написана по одноименному роману Л.Н. Толстого в 1943 году и являлась важнейшим произведением военного периода. Произведение создавалось в течение двенадцати долгих лет. Конечно же, большая часть была создана практически за срок в несколько месяцев, а в дальнейшем дополнялось, расширялось и редактировалось. Опера делится на тринадцать лирических и драматических сцен, состоит из двух частей, а количество действующих превышает семьдесят человек, не считая второстепенных персонажей и хор, который периодически появляется на сцене. Данная опера является грандиозным историческим холстом, на котором отображены 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Первое концертное исполнение произведение пережило 7 июня 1945 года, первое сценическое на год позже на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Возможность прослушать данное величественное произведение, шедевр российской оперы предоставляет совершенно бесплатно сайт клуба «Орфей.
Опера начинается тем, что в усадьбу Ростовых приехал погостить князь Андрей Болконский, которому попросту нужен отдых. В первой картине автор знакомит нас с обстоятельствами, при которых князь влюбляется в Наташу Ростову. Болконский слышит, как поёт девушка теплой майской ночью у себя в комнате, ее песня - олицетворение чистоты и невинности девушки. Слушая пение, князь влюбляется вслепую
Во второй картине мы знакомимся с другом Болконского - Пьером Безуховым, товарищи вместе приезжают на бал в аристократическом доме, на который помимо Наташи приглашен и царь. После того, как царь покинул мероприятие гости, словно духом воспряли и в воздухе перестала витать напряженность. Безухов предлагает Болконскому пригласить Наташу на танец, пока они танцуют, голова Пьера занята мыслями о возможном счастье с Наташей. Мысли прерывает отец девушки, который приглашает Пьера к себе.
Действия третьей картины происходят более года спустя. Наташа уже является невестой Андрея, а тот в свою очередь отъехал на год за границу. Наташа вместе с графом Ростовым приезжает к старому графу Болконскому, тот отказывается их принимать, считая, что Ростовы в подмётки не годятся их семье.
Четвертая картина описывает знакомство в салоне жены Безухова Наташи с Анатолем Курагиным, Курагин предлагает девушке ее похитить и вырвать тем самым из узла скучного семейного досуга.
Пятая картина посвящена обсуждению плана похищения девушки.
Шестая картина повествует об ожидании Наташей Анатоля, который намерен ее увезти, однако появляется Пьер, который информирует Наташу, что Анатоль женат и побег с ним принесет девушке лишь стыд.
В седьмой картине Пьер собирает дома гостей и выговаривает Курагину за его нечеловеческое отношение к Наташе, заставляет Курагина покинуть Москву. Тем временем Наполеон стягивает свои войска к российской границе.
Восьмая картина иллюстрирует привал русских войск под Бородино и начало Бородинской битвы.
Картина девятая. Описание штаб-квартиры Наполеона, уничтожение французского знамя взрывом гранаты.
В десятой картине описано стремление Кутузова уйти в полное отступление.
В одиннадцатой картине Пьер вынашивает план по убийству Бонапарта, чьи солдаты уже разгуливают по улицам Москвы. Жители начинают поджигать свои дома, Пьер оказывается в группе случайно арестованных людей. Наполеон наблюдает за горящей Москвой пораженный самоотверженностью ее жителей.
Двенадцатая картина. Князь Андрей смертельно ранен и в бреду видит Наташу и слышит ее голос, так же как и в ту майскую ночь. Но бред становится действительностью, ведь Андрей умирает у Наташи на руках.
В тринадцатой картине французы отступают к Смоленску, туда же гонят и пленных. В их числе Пьер и больной Платон Каратаев, он не может идти, и французский солдат добивает его выстрелом в упор. Русские партизаны освобождают колонну. Народ ликует и приветствует Кутузова.
Действующие лица
- Князь Николай Андреевич Болконский - басончик
- Князь Андрей Болконский, его сын - баритон
- Княжна Марья, сестра князя Андрея - меццо-сопрано
- Граф Илья Андреевич Ростов - бас
- Наташа , его дочь - сопрано
- Соня, кузина Наташи - меццо-сопрано
- Ахросимова, родственница Ростовых - меццо-сопрано
- Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов - бас
- Пьер Безухов - тенор
- Элен Безухова - контральто
- Анатоль Курагин, брат Элен - тенор
- Поручик Долохов, приятель Курагина - бас
- Ямщик Балага - бас
- Цыганка Матреша - контральто
- Подполковник Денисов - бас
- Платон Каратаев - тенор
- Император Александр I - без пения
- Перонская - меццо-сопрано
- Хозяин бала - тенор
- Хозяйка бала - сопрано
- Адъютант на балу - баритон
- Лакей на балу - тенор
- Старый лакей Болконского - баритон
- Горничная Болконских - меццо-сопрано
- Камердинер Болконских - бас
- Дуняша, горничная Ахросимовой - меццо-сопрано
- Лакеи Гаврила - баритон
- Тихон Щербатый - бас
- Федор - тенор
- Матвеев - баритон
- Старостиха Василиса - меццо-сопрано
- Тришка - контральто
- Вестовой князя Андрея - тенор
- Мавра Кузьминична, ключница Ростовых - контральто
- Молодой фабричный - тенор
- Лавочница - сопрано
- Иванов - тенор
- Адъютант Кутузова - тенор
- Генерал Бенигсен - баритон
- Генерал Барклай де Толли - тенор
- Генерал Ермолов - бас
- Генерал Раевский - баритон
- 1-й штабной - тенор
- 2-й штабной - бас
- Император Франции Наполеон - баритон
- Метивье, французский доктор - бас
- Французский аббат - тенор
- Маршал Бертье - бас
- Маршал Коленкур - без пения
- Генерал Бельяр - бас
- Министр двора де Боссе - тенор
- Адъютант Наполеона - бас
- Адъютант маршала Мюрата - контральто
- Адъютант генерала Кампана - тенор
- Адъютант принца Евгения - тенор
- Голос за кулисами - тенор
- Маршал Даву - бас
- Капитан Рембаль - бас
- Лейтенант Бонне - тенор
- Жерар - тенор
- Жако - бас
- Французский офицер - баритон
- 1-я французская актриса - сопрано
- 2-я французская актриса - меццо-сопрано
- Конвойный - без пения
- 1-й немецкий генерал - без пения
- 2-й немецкий генерал - без пения
- 1-й сумасшедший - тенор
- 2-й сумасшедший - бас
- 3-й сумасшедший - без пения
- Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.
Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.
Краткое содержание
Картина первая
Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова. Опечаленный безвременной смертью жены, он полон безрадостных мыслей о будущем. Появление Наташи Ростовой прерывает его печальное раздумье. Наташа, взволнованная красотой весенней ночи, восторженно обращается к своей кузине Соне.
Картина вторая
Великосветский бал. Съезжаются приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы, веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса её приглашает Болконский, Наташа счастлива, Андрей очарован ею.
Картина третья
Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, но старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая её недостойной своего сына.
Картина четвертая
Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших её чувствах.
Картина пятая
Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.
Картина шестая
Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Её душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.
Картина седьмая
После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.
Картина восьмая
На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.
Картина девятая
Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.
Картина десятая
Другие записи
ИСПОЛНИТЕЛИ: Наташа - Екатерина Морозова, Андрей - Родерик Вильямс, Пьер - Джастин Лавендер, Кутузов - А.Юинг, Наполеон - Алан Опи, Элен - Елена Ионова, Анатоль - Олег Балашов, Ахросимова - Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр - Ричард Хикокс, 1999 год.
Издания
- Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
- Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.
Литература
- Мнацаканова Е. Опера С. С. Прокофьева «Война и мир». - М., 1959.
Ссылки
- Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»
Произведения Сергея Прокофьева | ||
---|---|---|
Концерты | ||
Симфонии | Симфония № 1 «Классическая» D-Dur Симфония № 2 D-Moll Симфония № 3 C-Moll Симфония № 4 C-Dur Симфония № 5 B-Dur Симфония № 6 es-Moll Симфония № 7 cis-Moll Петя и волк | |
Оперы | Война и мир Любовь к трём апельсинам Огненный ангел | |
Балеты | Золушка Ромео и Джульетта Сказ о каменном цветке Иван Грозный | |
Музыка к кинофильмам | Иван Грозный Поручик Киже Александр Невский Лермонтов Котовский | |
для фортепиано | Мимолётности Соната № 2 (D Minor) Соната № 7 (B flat major) Соната № 8 (B flat major) Соната № 9 (C major) | |
кантата | Здравица |
Категории:
- Оперы по алфавиту
- Произведения Сергея Прокофьева
- Оперы Сергея Прокофьева
- Война и мир
- Оперы на русском языке
- Оперы по литературным произведениям
- Оперы 1944 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова, он полон безрадостных размышлений о настоящем и будущем. Внезапно он слышит пение и диалог Наташи Ростовой и Сони в верхних покоях. Это отвлекает его от печальных раздумий. Наташа взволнована красотой весенней ночи, её слова трогают князя Андрея и настраивают его размышления на более светлый лад.
Картина вторая
Великосветский бал у Екатерининского вельможи. Съезжаются приглашённые. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы и веселье в разгаре, Наташа Ростова впервые на большом балу - она хочет танцевать, чтобы показать себя. Пьер Безухов подводит её к Андрею Болконскому, который приглашает её на тур вальса. Наташа счастлива, Андрей очарован ею.
Картина третья
После того, как Андрей сделал Наташе предложение, она должна познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских. Однако старый князь оскорблен помолвкой своего сына с Наташей Ростовой, он считает эту связь недостойной для своего сына и демонстративно отказывается принять гостей. Встревоженный и напуганный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Между ними идет натянутая беседа о Наполеоне. Внезапно входит старик Болконский в нарочито домашнем костюме. Он резок и со своей дочерью и с Наташей, оскорбляя её. Наташа кидается к вернувшемуся отцу, умоляя забрать её. Княжна Марья пытается заговорить о князе Андрее, но диалог не получается.
Картина четвертая
Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви, пытаясь соблазнить её. Наташа растеряна и смущена, она не в силах разобраться в охвативших её чувствах, ей кажется, что она любит Анатоля.
Картина пятая
Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.
Картина шестая
Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина, но Соня выдала тайну побега Ахросимовой. Едва появившись, Анатоль видит сложившуюся ситуацию и исчезает. Ахросимова выговаривает Наташе, которая находится в состоянии отчаяния. Ей кажется, что её предали. Однако ситуацию несколько меняет появление Пьера Безухова, который сообщает, что Анатоль не мог быть её женихом, поскольку он женат. Пытаясь утешить Наташу, Пьер нечаянно выдает ей свои собственные чувства. Однако она оглушена услышанным, ей кажется, что жить не имеет смысла и она пытается покончить с собой.
Картина седьмая
После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.
Картина восьмая
На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздаётся гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.
Картина девятая
Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.
Картина десятая
Деревенская изба в селе Фили . Военный совет русского командования. Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины.
Картина одиннадцатая
Пожар на улицах Москвы. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французов.
Картина двенадцатая
Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. В его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары, воспоминания о минувших днях и мучительное предчувствие приближающейся смерти. Он многое увидел иначе, ему хочется вернуть прошлое и снова увидеть Наташу. В дверях показывается она. В момент просветления его сознания она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Князь Андрей успокоен, он погружается в воспоминание о музыке вальса, который когда-то танцевал с ней. Однако тихий покой снова прерывается болью и мучительным, смертным бредом…
Картина тринадцатая
Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобождённых пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.