Урок в 5 кл самостоятельные и служебные части речи. Урок по русскому языку на тему "Самостоятельные и служебные части речи" (5 класс)
Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометие. Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки (или грамматические значения) и 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами. Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.
Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова
Имя существительное
Род существительных
В русском языке
к мужскому роду относятся слова: банкнот, ботинок, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, кофе, погон, рельс, рояль, толь, эполет,толь, шампунь,
к женскому роду: бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара;
к среднему роду относятся слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню, за исключением: Сочи - м.р., так как город, салями - ж.р., так как колбаса, иваси - ж.р., так как сельдь.
Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.
Слово «банкнот» (м.р.) имеет вариант «банкнота» (ж.р.)- «Словарь-справочник. Русское произношение и правописание» Л.А. Введенской, П.П. Червинского (Ростов-н/Д, Феникс, 1996) приводит вариант «банкноты». Орфографический словарь русского языка / РАН. Отв. ред. В.В. Лопатин (М., 2000) приводит варианты «банкнот» и «банкнота».
Урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
Класс: 5 класс.
Предмет : русский язык.
Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи.
Тип урока : урок открытия нового знания.
Технология построения урока : урок-диалог.
Формы работы : групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Цель учебного мероприятия :
показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных ).
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: 1. совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.
2.Формировать ключевые компетентности:
- регулятивные ( целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);
- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);
- коммуникативные (коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.
Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.
Задачи:
1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
1. компьютер, проектор, презентация к уроку;
2. для работы (доска);
3. задание для групповой работы;
4 . с индивидуальным заданием;
5. тест для каждого учащегося.
ХОД УРОКА :
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Организационный момент (проверяем наличие письменных принадлежностей)
2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы
Первое марта.
Классная работа.
Перед вами дорога. Она ведёт в страну Грамотности. Мы совершим увлекательное путешествие в эту удивительную страну
Учитель: Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов).
Одинаковые или разные значения имеют слова?(Разные)
Запишем (ученик у доски и подчеркиваем орфограммы)
Мороз, зима, солнце, сердце, день, друг, радость.
Думаешь, поёшь, дремлешь, читаешь, видишь.
Интересный, чудесный, новый, прелестный.
По какому принципу распределены слова на 3 группы. Обоснуйте ответ.
Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи».
Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?
Учитель: Давайте ещё раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).
3 Открытие новых знаний
- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи , которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:
помогали словам в предложении принять нужную форму;
связывали слова в предложении и части предложения;
вносили в предложение дополнительный смысл.
А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.
Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?
- Скажите, на какие группы делятся части речи?
Как вы назовете тему урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради.
Попытаемся сформулировать цель нашего урока
(уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).
- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?
- Назовите, какие относятся к служебным?
Проверьте, на какие две части делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?
Самостоятельные - существительные, глагол, прилагательные, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния
Служебные – предлоги, союзы, частицы
Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)
Почему междометие не попало на слайд? (особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)
- Давайте, ребята, посмотрим таблицу.
- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в группах, заполняете таблицу. Приложение 1.
Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!
Самостоятельные части речи
Особая часть речи
Междометие и звукоподражательные слова
Служебные части речи
Имя существительное:
Имя прилагательное:
Имя числительное:
Глагол:
Наречие:
Местоимение:
Предлог:
Союз:
Частица:
Оценка работы группы (доска) : Выставление оценок за работу (на доске критерии) : нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
Проверьте и сравните с эталоном .
- А сейчас, ребята, самый трудный этап урока. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
- Поможет нам ответить на эти вопросы задание.
3.Составьте и запишите предложения из данных слов в тетради.
Задуматься, части, речи. Перестать, спорить.
Стать, они, жить, большой, дружной, семья.
Работа с текстом.
Прочитайте получившийся текст. Из каких частей речи состоят данные предложения? Надпишите названия частей речи над словами.
- Попробуйте составить предложение из данных слов : в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.
- Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему?
Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.
Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.
Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.
Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.
Частицы: не, бы, же, ли, разве, неужели и др.
Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.
Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?
- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?
- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?
- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.
4. Работа с таблицей.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
1. Можно задать вопрос.
1. Нельзя задать вопрос.
2. Являются членами предложения.
2. Не являются членом предложения.
3. Имеют лексическое значение.
3. Не имеют лексического значения.
Физкультминутка.
- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки качнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили вот так.
4 Первичное закрепление нового знания
На экране стихотворение. Учитель читает его вслух. Давайте определим, какие части речи присутствуют в этом стихотворении?
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
(В. Шефнер)
5 Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону
А сейчас небольшая самостоятельная работа.
Тест (индивидуально каждым учащимся).
1. Что обозначает имя существительное?
2 . Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3 . Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выберите имена существительные:
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
7 . Из данных слов выберите самостоятельные части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать
К люч: 1 – а
2 – б
3 – в
4 – в
5 – а
6 – б
7 – а
8 - б
Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»
6 Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока
Результаты урока
Сегодня на уроке мы вспомнили……
Сегодня на уроке мы узнали………
Сегодня мы на уроке говорили о……
7 Обсуждение домашнего задания
Нарисовать карту государства «Части речи».
Написать мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».
Памятка для учащихся
Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Признаки: | Признаки: |
Употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи; Называют предметы, признаки, действия, количество; Являются членами предложения. | Не употребляются без самост. части речи; Не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества; Не бывают членами предложения; Не изменяются. |
имя существительное Кто? (собака, мальчик, ребёнок, турист); Что? (книга, счастье, цветок, река) | предлог в, под, к, по, на, через, перед, за, около |
имя прилагательное Какой? (красивый, смелый, зелёный); Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий). | союз а, но, да, и |
имя числительное Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь); Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвёртый, пятый, двенадцатый). | частица же, не, ни |
глагол Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить); Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать). | |
местоимение она, эту, несколько, я, мы, ты, её, его | |
наречие Как? (красиво, грустно, весело, хорошо); Когда? (вчера, сейчас, давно); Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,); Почему? (сгоряча, поневоле); Зачем? (назло). | |
причастие летящий самолёт; забытая книга. | |
деепричастие Как? (шёл прихрамывая) ; Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись ); При каком условии?(не поссорившись, не помиришься ); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь); | |
междометие Ах, как хорошо! Ой , больно! |
5 класс ФИ_______________________________________________________
1.Прочитай. 2.В пустые графы таблицы впиши примеры из текста.
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица, - Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир» Приготовила б я пир».
« Кабы я была царица, - Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна Наткала бы полотна».
«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки – царя Родила богатыря».
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Местоимение | |||||
крещённый |
3.Определи части речи.
м., сущ.,
Сам барабан Чтоб она текла –
Не забарабанит, Камень сдвинь руками
Медная труба
Сама Делай,
Трубить Делай
Не станет! Дело
Не течёт вода Всё цвело, и пело,
Под лежачий камень, И пенилось вокруг.
Ю. Яковлев.
Измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевлённое имя существительное.
одушевлённые неодушевлённые
лис а лип а
к отр от
коз а кос а
ц апля к апля
щ укар ука
Игра «Найди лишнее». Объясни свой выбор.
1. Пальто, ножницы, собачка.
2. Кошка, автобус, яблоко.
3. Ножницы, баран, корова.
Работа с текстом
(По Д.Зуеву.)
Вопросы и задания к тексту:
Стиль, тип речи (Художественный, описание).
Словарная работа:
санная дорога – дорога для саней
белесоватый свет – тускло-светлый до белизны свет
пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
мерцание звезд – слабо светящиеся звезды
Выписать существительные. Определить одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
Какие светлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тропинка. С неба струится белесоватый свет луны. Искрится белая пороша, и на ее синеющей снежной белизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев.
Вся снежная равнина и лесные поляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи!
(По Д.Зуеву.)
Вопросы и задания к тексту:
Определи стиль, тип речи _____________________________________
Выпиши существительные. Определи одушевленность / неодушевленность, род, число, падеж.
Конспект урока русского языка
5 класс (материал рассчитан на 2 урока).
Тема урока : Обобщение изученного в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи» (Слайд).
Цели урока :
Образовательная : обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по разделу «Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи»;
Воспитательная : способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию любви к природе;
Развивающая : способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать и языковой материал, проводить его синтез, и на этой основе делать соответствующие выводы.
Тип урока : урок систематизации и обобщения материала.
Оборудование :
Учебник: Русский язык. Практика. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева и др.; под ред. А.Ю. Купаловой. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с кроссвордом.
Ход урока.
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся.
Сообщение темы и цели урока. Оформление записей в тетради и на доске (дата, вид работы – классная работа).
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала
Сообщение темы урока. Формулировка цели занятия.
(Слайд)
Слово учителя: Ребята! За окном осень, непогода, то светит солнце, его сменяет дождь или снег. Природа готовится к зиме. А ведь еще недавно разноцветный наряд листы так радовал глаз. Предлагаю вам отправиться на прогулку в осенний лес, или парк, или в сад! Что вы себе представите, туда мы и отправимся. Сегодня у нас с вами урок, на котором мы будем использовать материал так или иначе связанный с осенью, явлениями осенней природы.
(Слайд)
На экране стихотворение В. Степанова «Воробей». Это небольшое детское стихотворение. Прочитаем его выразительно.
ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
В. Степанов
О чем это стихотворение?
Какое настроение оно создает?
Назовите приметы осени, о которых упоминается в стихотворении?
Грустно, не правда ли? И погода за окном созвучна настроению, которое создается при помощи этого стихотворения.
Но как красиво сказал об осени поэт Александр Сергеевич Пушкин (учитель читает стихотворение).
(Слайд)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье.
(Слайд)
Итак, отправляемся на прогулку в осенний лес, но не просто так, а чтобы повторить и обобщить изученное в разделе «Вводный курс. Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи».
Этап работы с основным материалом урока.
Повторение изученного.
Что изучается в разделе«Морфология»?
На какие две группы делятся все части речи?
(Слайд)
Перед вами уже знакомое стихотворение В. Степанова «Воробей». Назовите слова самостоятельных частей речи и служебных частей речи.
Скажите, какие части речи относятся к самостоятельным?
Заполним таблицу, она перед вами на столах (самостоятельно). Слова записывайте в таблице в столбик, мы еще вернемся к записям и продолжим с ними работу.
(Слайд)
Таблица
Самостоятельные части речи
Часть речи
На какие вопросы отвечает
Что обозначает
Пример
Имя сущ.
Имя прил.
Глагол
Наречие
Местоим.
Проверим таблицу. Прочитайте примеры имен существительных (прилагательных, глаголов).
На какие вопросы отвечают слова каждой части речи, что они обозначают?
(Слайд)
Проверка:
Самостоятельные части речи
Часть речи
На какие вопросы отвечает
Что обозначает
Пример
Имя сущ.
Кто? Что?
Предмет
Осень, сад, птицы, окном, утра, метели, ногами, лёд, воробей
Имя прил.
Какой? Какая? Какие?
Признак предмета
Жёлтые
Глагол
Что делать? Что сделать?
Действие предмета
Заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется
Наречие
Где? Куда? Когда?
Признак признака
Местоим.
Кто? Что? Какой?
Лицо, предмет
Слов каких частей речи нет в таблице? Почему?
На какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает? Приведите примеры местоимений.
На какие вопросы отвечает наречие и что обозначает?
Словарный диктант – проверяем правописание наречий – словарных слов (запись в соответствующую колонку таблицы):
вправо, влево, изредка, насухо, наскоро, вдвоем, медленно, втроем.
(Слайд)
Самопроверка написанного.
Задание: составьте с одним из наречий предложение и запишите его. Проверка записанного предложения.
В именах существительных, занесённых в таблицу, выделите орфограммы, подберите, где это возможно, проверочные слова (задание выполняется учениками на доске и в тетради).
Как проверить безударную гласную в корне слова?
К какому слову вы не смогли подобрать проверочного, и какую именно букву проверить нельзя? (воробей – воробышек, первую безударную гласную О). Следовательно, перед нами словарное слово (изучено в начальной школе, но записываем его в словарик).
Сделаем вывод: что изучает морфология как раздел науки о языке?
Пользуясь данными таблицы «Самостоятельные части речи», охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры. Используйте план, представленный на слайде (ученики отвечают поочередно, характеризуя одну из частей речи):
(Слайд)
Часть речи.
Отвечает на вопросы …
Обозначает …
Например, …
А теперь отгадаем кроссворд.
Кроссворды перед вами на столах.
По горизонтали:
1.Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета. 3.… существительное, … прилагательное.4. Этонеопределенная … глагола.
По вертикали:
2.Проверочное слово к существительному «метели». 5. Слова какой части речи употребляются в значении «вместо имени». 6. Назовите часть речи, к которой относятся приведенные глаголы: заглянула, улетели, шуршат, крошится, ломается, вздохнёт, стесняется. 7.Найдите наречие: Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты.
(Слайд)
Ответы
По горизонтали:
По вертикали:
1. прилагательное
3. имя
4. форма
2. мёл
5. местоимение
6. глагол
7. уныло
Остановимся более подробно на характеристике и правописании самостоятельных частей речи.
Скажите, о какой части речи идет речь?
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
(Слайд)
Итак, имя существительное.
Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам). Какие постоянные признаки есть у существительных? (род, склонение).
Из стихотворения В. Степанова «Воробей» вы выписали имена существительные, определите их род, склонение, падеж и число, подписав эти признаки сверху, над словом. Первое слово выполнить всем классом, далее самостоятельно (пример оформления: осень – ж.р., 3 скл., им. п., ед. ч.).
Сделайте вывод о постоянных морфологических признаках имен существительных и их изменении по числам и падежам.
Отгадайте загадку:
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
(Слайд)
Обратимся к именам прилагательным.
Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры имен прилагательных, связав их общей темой «Осень в лесу», например, осенний, дождливый и т.д.
Выполните упр. 74 (п. 2) на стр. 28 (на доске и в тетради самостоятельно).
Проверка выполнения упражнения. Сделайте вывод о правописании безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Назовите начальную форму выписанных из упр. 74 прилагательных. Ответьте на вопрос: как изменяются имена прилагательные, от чего зависит их форма? Определить род, число, падеж выписанных прилагательных.
(Слайд)
На слайде вы видите слова. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание окончаний прилагательных:
О зелён…м поле
В хвойн…й тени
В осенн…м лесу
Сделайте вывод о том, что обозначают имена прилагательные и как они изменяются.
А теперь, ребята, следующая загадка:
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про...
(Глагол.)
(Слайд)
Следующая самостоятельная часть речи, на характеристике которой мы остановимся – это глагол.
Ребята, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает?
Как изменяются глаголы?
(Слайд)
Из стихотворения В. Степанова «Воробей» выписать глаголы, распределив их в таблицу в зависимости от времени, в котором они употреблены.
(Слайд)
Неопределённая форма
Прошедшее время
Настоящее время
Будущее время
запеть
Заглянула
улетели
Шуршит, крошится, ломается, стесняется
вздохнет
Ответьте на вопрос: Определите число и род выписанных глаголов в прошедшем времени?
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по числам и лицам). Определите число и лицо выписанных глаголов.
Ребята, определите спряжение глаголов и объясните правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
В какой форме употреблен глагол «ломается»? Поставьте это глагол в форму 2 л. ед. ч. (ломаешься). Объясните орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.».
Задание дифференцированно:
составить словарный диктант из 10 слов на орфограмму «Мягкий знак в окончании глагола 2 л., ед. ч.» или 2) выполнить упр. 94 на стр. 35. Выделите орфограмму.
Еще одна важная орфограмма, которую необходимо повторить на уроке – это «Безударная гласная в личном окончании глагола».
Отчего зависит выбор гласной в личном окончании глагола? Как орфограмма обозначается на письме (можно обратиться к обозначению орфограммы на стр. 37 учебника)?
(Слайд)
На слайде вы видите словосочетания, запишите их в тетрадь, вставляя правильно личные окончания глаголов и обозначая орфограмму «Безударная гласная в личном окончании глагола»:
(роща) отряха…т
(дорога) промерза…т
(сосед) поспеша…т
(лай) буд…т.
Проверим правильность написанного по стихотворению А.С. Пушкина:
(Слайд)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Ребята, сделайте вывод о правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
Еще одна орфограмма, на которую мы должны обратить особое внимание, говоря о правописании глаголов, это «Орфограмма с -тся, -ься». От чего зависит написание глаголов - тся и - ться?
Ребята, вам предлагается выполнить задание: из упр. 110 на стр. 39 выписать 5 глаголов на данную орфограмму, выделить орфограмму на письме.
Сделайте вывод о правописании глаголов.
На уроке мы повторили такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол и их правописание. Как вы думаете, почему раздел «Морфология» так тесно связан с правописанием? Как знания о частях речи помогают правописанию?
И снова загадка:
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
(Слайд)
Еще одна самостоятельная часть речи – это наречие
На какие вопросы отвечают наречия? Что они обозначают?
(Слайд)
Осень вызывает у нас разные эмоции и настроения. С наступлением осени мне становится грустно, а вам, ребята? Передайте свое настроение с помощью наречий. Запишите наречия в тетрадь. На какие вопросы отвечают записанные вами слова. Слова какой части речи вы записали?
Найдите наречия в небольшом отрывке из стихотворения А. Плещеева «Осенняя песенка».
(Слайд)
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Сделайте вывод о наречии как части речи – на какие вопросы отвечает и что обозначает наречие.
Вновь загадка:
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
(Слайд)
Обратимся и к характеристике такой части речи, как местоимение.
На какие вопросы отвечают местоимения? Что означает местоимение, приведите примеры местоимений.
Ребята, найдите местоимения в стихотворении С. Маршака «Цветная осень» и выпишите их.
(Слайд)
Цветная осень
С. Маршак
Цветная осень – вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир – как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
Проверим написанное, исправим допущенные ошибки.
(Слайд)
Все ли местоимения вы выписали? Какие местоимения вы дописали?
Мы с вами говорили о самостоятельных частях речи. А в разделе «Морфология» мы изучаем и служебные части речи.
(Слайд)
Что это за слова? Для чего они служат?
Ребята, найдите в стихотворении В. Степанова «Воробей» слова служебных частей речи и выпишите их в строчку, через запятую.
Слова каких частей речи вы выписали (предлоги, союзы)?
О какой части речи эта загадка:
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идёт,
У дороги - поворот.
НАД дорогой - облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)
Слов какой служебной речи недостает в списке выписанные вами слов? (частицы: не, же).
Ребята, сделайте вывод: что представляют из себя слова служебных частей речи? Для чего они служат?
(Слайд)
Для того чтобы обобщить материал сегодняшнего урока и привести его в систему, предлагаю вам устно заполнить следующую таблицу.
Самостоятельные и служебные части речи
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Что передают в речи?
Основную информацию
Служат для связи слов
Отвечают ли на вопросы?
Отвечают, слова каждой части речи отвечают на свои вопросы
Не отвечают
Что обозначают?
Предметы, признаки, действия
Не обозначают предметов, признаков, действий
Являются ли членами предложений
Являются
Не являются
Ребята, сделайте вывод, что изучается в разделе науки о языке, который называется «Морфология»? На какие две группы делятся все части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным? А к служебным? В чем их отличие?
Этап проверки усвоения знаний.
Для того чтобы вы могли проверить себя, насколько хорошо вы усвоили знания, полученные на уроке, проведем тестирование.
Тест
Это часть речи, которая обозначает предмет:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) наречие.
2. Часть речи, которая употребляется в значении «вместо имени»:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) местоимение.
3. Слова этой части речи изменяются по падежам и числам, имеют род и склонение:
а) имя существительное, б) имя прилагательное, в) глагол.
4. Часть речи, которая обозначает признак признака:
а) имя существительное, б) местоимение, в) наречие.
5. Холодно, пасмурно, грустно – это
а) имена существительные, б) имена прилагательные, в) наречия.
6. Части речи, которые не имеют значения и служат для связи слов в предложении:
а) самостоятельные, б) служебные, в) вспомогательные.
7. Слова этой части речи изменяются по лицам и числам, относятся к одному из двух спряжений:
а) глагол, б) местоимение, в) наречие.
8. Слова этой части речи не отвечают на вопросы:
а) предлог, б) имя прилагательное, в) наречие.
9. Для того чтобы определить, какую гласную надо писать в личном безударном окончании глагола, следует:
а) задать вопрос, б) определить склонение, в) определить спряжение.
10. Глаголы в прошедшем времени изменяются:
а) по родам и числам, б) по лицам и числам, в) только по числам.
11. Наречие изменяется:
а) по падежам, б) не изменяется, в) по числам.
(Слайд)
Ответы на тест: 1а, 2в, 3а, 4в, 5в, 6б, 7а, 8а, 9в, 10а, 11б.
Ребята, проверьте правильность выполнения теста. Зачеркните неправильные ответы и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали. Поставьте себе отметку, используя ключ (слайд).
(Слайд)
10-11 – «5»
8-9 – «4»
7-6 – «3»
5 и менее – «2».
Поднимите руки, кто сегодня заработал отметку «5», «4», «3». Кто не справился с материалом урока и получил неудовлетворительную оценку?
Подведение итогов урока.
Ребята, какую цель мы сегодня на уроке достигли?
Проведем блиц-опрос, что определить, какие знания вы сегодня с собой унесете с урока:
Что изучает морфология?
На какие группы делятся все части речи?
Что обозначают самостоятельные части речи?
Почему служебные части речи получили такое название?
Назовите самостоятельные части речи.
Перечислите служебные части речи.
Для чего необходимо изучать морфологию?
Оценивание работы учащихся на уроке: отметка складывается из отметок за письменные работы, выполненные на уроке (словарный диктант, кроссворд, тест), которые оценивались в результате самоконтроля, а также за работу на уроке.
Домашнее задание.
Домашнее задание будет носить творческий характер: предлагается по выбору:
Написать небольшую сказку о частях речи, морфологии, их приключения или путешествиях, а может быть о дружбе или помощи друг другу; главное – отразить в этой сказке отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, их значение, и содержание морфологии как раздела науки о языке;
Составить тест по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов с выбором 3 ответов в каждом);
Составить кроссворд по теме «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 10-12 вопросов по горизонтали и вертикали);
Составить словарный диктант по орфограммам, которые изучены в разделе «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи» (не менее 20 слов).
Все задания, кроме словарного диктанта, выполнить на отдельном листе, качественно и аккуратно, т.к. материалы будут использованы на следующем уроке припроверке домашнего задания и контроле знаний и умений.