Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки,
В – Б
Дроворубы рубили дубы.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананызабавной обезьяне.
У Бори винт, у Вити бинт.
В-Ф
Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.
Б - П
У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.
Бык тупогуб, тупогубенькийбык, у быка бела губа тупа.
По бревну бобры бредут.
Рыбы в проруби пруд пруди.
Боронила борона по боронованному полю.
На пеньке опять пять опят, у пенька опять пять ребят. Опять пять опят у пяти ребят.
Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
Т – Ть
Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.
Тать у татя украл утят.
Тать Тит татю Титу тятя.
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.
Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.
Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.
Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шёл через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, утопил пять лопат.
Д – Дь
Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Дарья дарит Дине дыни.
Д –Т
Дед Додон дудит в дуду.
Дума думу думает.
Дятел и дуб продалбливает.
Потеряна дитя Тетерина.
В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Летели лебеди с лебедятами.
К – Т
Токарь в коротайке окоротал таратайку.
Турка курит трубку. Курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У Кондрата куртка коротковата.
Во поле затопали кони.
Никто Тане не ткёт ткани.
Кто ткёт ткани на платок Тане?
Ткач ткет ткани на платки Тане.
Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
П – К
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?
Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать.
Под потолком-полком полколпака гороху.
Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про крупу да про подкрупки.
Наш Полкан попал в капкан.
Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Пришел Прокоп - кипит укроп,
ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.
Полкан толкал палку лапкой.
В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Г – К
Клади в угол уголь.
У ёлки иголки колки.
Ловки голавликлали головы на головни.
Пекарь Пётр пёк пироги.
Галка кротка, да палка коротка.
Курьера курьер обгоняет вкарьер,
На горе, на горке горько ревёт Егорка.
На иве - галка, на берегу - галька.
Шакал шагал, шакал скакал.
Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".
К- Г- X
Хиханьки да хаханьки - доходы махоньки.
Полпогреба репы, полколпака гороху.
У сыра дуба, у суха сука - белошерста сука.
Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).
Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».
3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].
Логопед показывает картинку большого дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д] легко произнесем.
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Логопед показывает картинку маленького дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д"] легко произнесем.
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
- Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)
Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.
Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.
5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)
Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)
Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)
В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).
Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].
Мою подругу зовут …(Даша).
Машина едет по …(дороге).
Из трубы идет…(дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил …(дом).
Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.
8. Игра с мячом «Все на букву Д».
Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
9. Работа с буквой Д.
Логопед. На что похожа буква Д?
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).
Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.
Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.
Ход занятия:
Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).
I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.
II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.
Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».
III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).
«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…
Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.
IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).
Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).
Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…
V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).
Что мы сейчас делали?
Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.
Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?
VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?
VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:
В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).
Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).
А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).
Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).
Давайте проверим, правы вы или нет?
1,2,3,
А ну-ка, посмотри!
VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».
Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:
Букву А не допишу,
На подставку помещу.
Провоцирую детей на исправление моих ошибок.
IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».
X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!
XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.
Что мы сейчас делали?
XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».
XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:
Для Оли (левша):
Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.
Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.
(На букву справа я смотрю).
Что вы сейчас сделали?
Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.
XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».
XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».
Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».
Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.
Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!
Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».
Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».
Что мы сейчас делали?
XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»
Что мы сейчас делали?
XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.
Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).
XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».
Что мы сейчас делали?
XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»
Елена Наследова
Конспект НОД звуки [Д] - [Д’]. Буква «Д»
ЗВУКИ [Д] - [Д’] . БУКВА Д
Цели :
Коррекционно-образовательные :
Уточнить произношение звуков [Д] - [Дь] ;
Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Обучать звуковому анализу слов ;
Коррекционно-развивающие :
Развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
Развитие мелкой моторики рук, дикции.
Коррекционно-воспитательные :
Аккуратность.
Оборудование : предметные картинки, индивидуальные схемы, тетради, ручки,
Х о д з а н я т и я
I. Орг. Момент
Пальчиковая гимнастика :
«Наши пальцы»
Пальцы встали дружно в ряд : Десять крепеньких ребят. Эти два - всему указки. Все покажут без подсказки. Пальцы - два середнячка, Два здоровых бодрячка. Ну, а эти-безымянны, Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки, Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них, Два больших и удалых.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5. Постучать язычком за верхними зубами д-д-д-д Упражнения : «Лошадки» , «Моляр» , «Качели» .
2. Знакомство со звуками [Д] - [Дь]
На когтях, а ствол сосновый влез монтер красноголовый.
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит
Послушайте, как звучит дятел : д-д-д-д - дь-дь-дь-дь
Какой фишкой мы обозначим каждый звук ?
Дети : Звук [Д]-согласный , твердый, звонкий, обозначаем синий фишкой;
Звук [Дь]-согласный , мягкий, звонкий, обозначаем зеленой фишкой
3. Фонематическое восприятие
Повторите : Дятел дерево долбил,
всех он стуком разбудил.
Дед Данила делил дыню :
дольку – Диме, дольку – Дине.
4. Дифференциация звуков [Д] , [Дь]
Игра «Сигнальщики» .
Покажите дятлу, как вы различаете звуки [д] , [дь].
Синюю фишку поднимаем, когда слышим [д], а зеленую когда слышим звук [дь]
Слова :
дуб долбит
дерево сидит
дятел доктор
дупло разбудил
Выделение звуков [д] , [дь] из состава слова.
Драконы над лесом пролетали, стук дятла услыхали, На полянку тихо сели и решили поиграть : Слова со звуками [д] , [дь] назвать.
Синий дракон называл слова со звуком [д] .
Зеленый дракон называл слова со звуком [дь] .
Помогите драконам подобрать слова к схемам.
5. Звуковой анализ
Дятел отстучал нам стих, но в конце его притих.
Ну-ка, дятлу помогите – в стихе слово доскажите.
Вот папа гриб, а сын – грибок.
Вот папа – дуб, а сын - (дубок) .
Составьте схему слова «дубок»
III. Ф и з м и н у т к а
Только в лес мы зашли, появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки за голову кладем и вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста – выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем и в гнездо его кладём
IV Закрепление
1. Знакомство с буквами Д .
На что похожа буква «Д» ?
Из каких элементов составлена буква «Д» ?
Сколько элементов?
Прочитайте букву . Посмотрите, как можно изобразить букву «Д» с помощью пальцев рук. Постройте и вы также.
Печатание буквы «Д» , «д» в тетради.
Скороговорки : «Два дровосека, два дровокола, два дроворуба» . «Дарья дарит Дине дыни» . «До города дорога в гору, от города с горы» .
Оценивается деятельность детей.
Список используемой литературы :
1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. -М.: «Мозаика –Синтез» , 2006.-96с.
2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учимся говорить и писать (конспекты фронтальных логопедических занятий) .- М.: «Гном» 2001г., 79с
Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:
Д ом
Д ети
Д ружба
Д обро
Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».
Рис. 1. Буква Д ()
У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:
2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900
Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .
Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.
Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )
Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )
Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )
Нет - д а (твёрдый звук [д] )
Далеко летал дракон,
Побывал за морем он.
Видел он волшебный лес,
Заколдованных принцесс.
Видел он богатырей,
Чародеев, королей…
Много сказок знает он -
Мой летающий дракон.
Владимир Степанов
А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг,
Ой, какой везде испуг!
Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».
Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).
Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку?
Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).
Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.
Рис. 4. Дюймовочка ()
Мой вопрос совсем нетрудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).
Что у попа за работник:
И повар, и конюх, и плотник,
В няньках с ребёнком сидит,
Чертям верёвкой грозит,
С чертёнком на спор соревнуется?
Чей образ сейчас вам рисуется?
Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).
У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.
Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).
Рис. 7. Печатные буквы Дд
Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква Д сама
На самоварных ножках (рис. 8).
Рис. 8. Буква Д ()
На что похожа буква Д ?
Этот домик - буква Д .
В домике окошко,
Из трубы идёт дымок,
А в окошке - кошка (рис. 9).
Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .
Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.
А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.
Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…
Прочитайте слова парами:
д ом - д ым
р от - р од
Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?
А теперь прочитайте слова в транскрипции:
[д ом] - [д ым]
[рот ] - [рот ]
В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать
Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).
Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()
Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).
Рис. 11. Письменная буква Д ()
Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.
При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.
Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.
Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).
Рис. 12. Написание строчной буквы д ()
Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.
Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.
Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.
При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.
Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.
Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.
Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.
Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .
Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
- Nsportal.ru ().
- Sites.google.com ().
- Ped-kopilka.ru ().
Домашнее задание
- Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
- Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .
Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.
- Отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.