Украинская греко-католическая церковь. Особенности устройства униатской церкви Униатская церковь во время восстания
Речь пойдет о последних событиях в жизни УГКЦ в свете гаванской встречи предстоятелей Русской Православной и Римо-католической церквей), «ответки» на нее УГКЦ, а также память Львовского Собора, 70-летия перехода значительной части униатов Галиции и Закарпатья в Православие, которое так до сих пор и не хотят признавать униаты.
Прежде чем говорить о комплексов неполноценности униатов, справедливости ради, стоит сказать о полноценности - о тех реальных успехах, которые имели место быть в последние годы в жизни УГКЦ с момента распада СССР.
На территории современной Западной Украины раньше располагались как отдельные княжества, так и исторически разные государства. Это было поле борьбы - не только политической, но и религиозной, - где соприкасались Западный мир - католицизм и Восточный - Православие. Здесь происходила борьба идеологий за сердца людей и борьба местного населения за самоидентификацию. Уния - плод политики Рима и Речи Посполитой - представляла собой политико-религиозный гибрид, - который предусматривал совсем не примирение и единение Церквей, а экспансию, колонизаторство, ассимиляцию завоеванных территорий. В связи с этим возникали кровавые войны и взаимные межэтнические чистки. Таким путем Рим добился успехов - экспансии значительной территории, которая канонически принадлежала Православной Церкви. (Что удивительно, нынешний Папа, в отличие от своих агрессивных предшественников, в Декларации однозначно осудил совместно с Патриархом Кириллом « метод "униатизма" , который « » , подробнее об этом мы поговорим дальше ).
Такая политика Ватикана нравилась далеко не всем, даже самим униатам, как из народа русинов, селившихся от Словакии до Буковины, так и из местного галицкого народа. Все, что было в народе русским, убивалось геноцидом, в концлагерях, таких как Телергоф, Терезин; причем убивали не только православных, но даже самих униатских русинов, за одно лишь русское имя или за одно только подозрение в симпатии к ним! Сотни тысяч людей погибло от католического и греко-католического зверства. До сих пор об этом позорно молчат униаты, скрывая факты своего участия в геноциде. Но все равно, когда на галицкую землю приходили русские солдаты Российской империи или солдаты Советской армии, их встречали хлебом-солью. Документальные свидетельства этого сохранились для нас в кинохронике того времени. Хотя возродившиеся униатские бандеро-фашисты полностью отрицают эту страницу истории своего народа, предаваясь западной истерии русофобии - духовному самоубийству.
В предвоенный и послевоенный периоды движение духовенства по воссоединению с материнскою Церковью возглавил униатский талантливый богослов, знаменитый протопресвитер Гавриил Костельник, с именем которого и связан переход униатов в Православие. По его мнению, эту новую Православную Украинскую Церковь должен был возглавить митрополит Андрей (Шептицкий).
В 1995 году мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с талантливейшим православным священником, регентом архиерейского хора Луцкого собора, глубоко уважаемым о.Владимиром Ганджуком (1919 - 2001, Царство Небесное!), который собрал уникальную коллекцию музыкальных церковных сочинений. Батюшка произвел на меня неизгладимое впечатление, как человек великой силы духа, исповедник веры. Он некоторое время, до 1947 г., был протодиаконом и секретарем в Львовской епархии и имел возможность общаться с униатским митрополитом Андреем (Шептицким), который, по его словам, «очень симпатизировал Православной Церкви и, когда к нему хотели перейти два православных священника, не принял их, говоря, что скоро мы к вам перейдем». И это не удивительно, потому что среди простого духовенства и народа была тогда сильная тяга к Православию. До тех пор, пока мнение о Православной Церкви не изменилось под влиянием репрессивных действий НКВД. Рим, конечно же, такие новости не радовали, поэтому был задействован ряд католических миссионерских орденов, занимающихся, в том числе, и провокациями.
В таких условиях 8-10 марта 1946 года на Львовском Соборе греко-католического духовенства и мирян было принято Постановление об «отмене решений униатского Брестского собора 1596 г., разрыве с Ватиканом и возвращении к родной православной вере». На соборе о.Гавриил Костельник выступил с докладом «О мотивах воссоединения УГКЦ с РПЦ», в котором с исторической и с богословской точек зрения обосновал необходимость ликвидации унии. Решение Собора поддержало 997 из 1270 греко-католических священников Западной Украины, остальные были осуждены.
Мученик Христов протоиерей Гавриил Костельник был убит по заказу недобитых фашистских униатов бандеровцами под руководством Романа Шухевича после службы Божьей в г. Львове в 1948 г. Униаты-бандеровцы, конечно же, отрицают свою причастность к этому убийству. Но отец Владимир Ганжук, зная ситуацию на месте, не ставил под сомнение заказного характера убийства отца Гавриила.
Бесспорно, что значительная часть этой церкви сознательно перешла в Православную Церковь, но даже среди тех, кто подписал Соглашение о воссоединении, оставались приверженцы УГКЦ. Некая часть украинских униатов действовала на Украине подпольно, за рубежом в диаспорах - открыто. Весь период с 1946-го до 1992 г. многие новые открывающиеся приходы, по совету Ватикана, сознательно регистрировались в составе РПЦ, ожидая возрождения УГКЦ.
Сейчас в адрес РПЦ и на Украине - в адрес УПЦ МП от униатов раздаются наглые и циничные обвинения в соучастии в репрессиях, в потакании коммунистам и т.д. Это делается не только в связи с горьким для униатов юбилеем - провалом униатской экспансии, - но и для постоянного стимулирования русофобских и антиправославных настроений. В самом настрое и менталитете этой «церкви», при всей ее декларированной «унийности» (соединении), царит дух, абсолютно противоположный духу христианства и единения; как сказал об этом сам их глава Папа Франциск, «метод «униатизма» ... не является путем к восстановлению единства ».
Но что же, все-таки, происходило в те жестокие в послевоенные годы?
Каждая конфессия - не только УГКЦ - пострадала в тот атеистический и богоборческий период. Если мы сравним статистику и соотношение пострадавших в РПЦ и УГКЦ, то число репрессированных будет несоизмеримо выше в РПЦ: в УГКЦ пострадал каждый шестой священник, храмов разрушено не более 15%. В то же время в Русской Православной Церкви на 100 предсатвителей духовенства и монашества, условно не пострадавшей является 1ч., а процент разрушенных храмов составляет 95%. Храмы и духовенство УГКЦ сохранились благодаря тому, что вошли в состав РПЦ; НКВД так яростно, как в России или на востоке УССР, их не репрессировали. Семинаристы - будущие священники - из униатских областей имели привилегированное положение перед русскими, их было больше в семинариях и академиях РПЦ, где они получали образование и обеспечение. Такова была политика. Как мне рассказывал отец Владимир Ганжук (когда он был в Львовской епархии), «мы, священники, знали друг друга, знали, что еще осталось в подполье верное духовенство УГКЦ, но мы себе не позволяли на них доносить. И когда к нам НКВДешники приводили пойманного священника УГКЦ по доносу от местного населения, мы, из-за христианской солидарности, заступались за него, говорили, что он наш. Все прекрасно понимали, чем это может ему грозить - расстрелом, так же, как и нам, если бы мы не смогли это доказать. Парафии (приходы) облагались советской властью налогами, иногда мы скрывали их доход, чтобы приход мог развиваться, и этим немало подвергали жизнь свою опасности». Отец Владимир (тогда протодиакон) был арестован во Львове в 1947г. по сфабрикованному делу об «антисоветской деятельности», как «экономический контрреволюционер». Дали ему 8 лет, но после смерти Сталина он был освобожден досрочно.
Чем же отблагодарила УГКЦ РПЦ (УПЦ МП) в мирное время?
Стоит признать, что с 1992 г., когда возникла свобода вероисповедования, и произошло возрождение УГКЦ на Западной Украине, часть приходов мирно возвратились в Украинскую Греко-католическую церковь. Но были отцы и прихожане, которые не хотели возвращаться в унию. Эти священники и их паства подвергались унижению, шантажу, пыткам; православные епархиальные центры были разгромлены, а местная власть весьма потакала такому «возрождению» унии. «Благодарностью» со стороны УГКЦ стали русофобские нападки, гонение на Православие, убийство православного духовенства.
Начиная с 1992 года, РПЦ и УГКЦ находились на Украине в неравных условиях по техническим возможностям возрождения. Это, в первую очередь, связано с колоссальными потерями РПЦ в богоборческий период. Под юрисдикцией Ватикана находятся 23 униатских церкви, 11 из которых имеют славянское происхождение: Албанская, Болгарская, Словацкая, Венгерская, Польская, Македонская, Хорватская, Русинская, Украинская, Белорусская, Российская. Последние четыре в то время действовали в диаспорах. А это - серьезный ресурс кадров, образования и силы, реализованный затем на Западной Украине. РПЦ в этом проигрывала, тем более, Русская Православная Церковь не могла противостоять насилию бандеро-униатских радикалов при полном потакании местной власти. В начале 90-х я был свидетелем того, как при областных советах вывешивали списки и недельный план по сбору людей и захвату того или иного храма в УПЦ МП в районах области. Священникам за переход в унию предлагали в подарок машины, дома и круглую сумму денег, в те годы это был значимый аргумент, и некоторые, не выдерживая давления, поддавались на эти предложения. РПЦ в 1988 г., например, во Львовской области, имела 599 приходов, сейчас - 70; на это повлияли, конечно же, и раскол Украинской Православной Церкви на УПЦ КП и УАПЦ.
Какое же современное положение и результат возрождения УГКЦ?
Безусловно, что, с точки зрения греко-католика, можно говорить о бурном возрождении этой Церкви. В силу американской геополитики и экспансии происходит поддержка извне ее как структуры, так и как ареала русофобии и антиправославных настроений. Приходы УГКЦ появились там, где она никогда не имела поддержки; довольно успешно развивается миссионерская деятельность, хотя эта Церковь как была, так и остается локальной, присущей западным областям Украины. Возрастает и ее политический вес в государстве, как антипода русского населения и Православной Церкви.
Но все же Львовский Собор 1946 г. принес для Православия положительные результаты. До 1946 года на всю Львовскую область было всего лишь три православных прихода.
Вот статистические данные на 1 января 2015 г.: УПЦ МП - 70 религиозных организаций (р.о.), 2 - монастыря (м.), 2 - учебных заведения (у.з.); УАПЦ - 394 р.о., 3 - м., 1 - у.з., УПЦ КП - 484 р.о., 3 - м., 2 - у.з., РКЦ (католики) - 167 р.о., 18 - м., 2 - у.з., УГКЦ имеет значительный перевес: 1598 р.о., 40 - м., 7 - у.з. Если взять совместно все ветки Православия, то это будет составлять 948 религиозных организаций, чего униаты никак не могут простить украинскому народу, который не захотел остаться в лоне дочерней корпорации Ватикана - УГКЦ.
Что о себе пишут униаты?
Чтобы как-то компенсировать свою неполноценность, УГКЦ создает свой месседж, имидж глобального признания и своей необходимости в обществе, как на религиозной, так и на мировой политической арене, - наподобие укроСМИ она создает так называемые фейки и тиражирует их в своей среде, по украинской пословице: «хвали мене, моя губонько, хвали, бо я тебе розірву». Так, вспоминая печальное для себя событие - 70-летний юбилей Львовского Собора, на котором произошло осуждение унии и разрыв с Ватиканом, она называет его «псевдособором». Желая как-то реабилитироваться, греко-католики приводят «факт», с которым мы можем ознакомиться в статье «Православные христиане мира: «Настало время признать ужасную правду о Львовском псевдособоре 1946 года»». Она размещена на официальном сайте УГКЦ 7 марта этого года. Оказывается, вдруг, - обратите внимание! - «все православные христиане всего мира » (!), осудили этот «лжесобор», ну и, конечно же, Московский Патриархат: «Мы знаем, что миллионы православных христиан по всему миру искренне осуждают антирелигиозные преследования со стороны советского правительства... Мы смиренно просим прощения за все несправедливости... и склоняем наши головы перед мучениками Украинской Греко-Католической Церкви... которые, при попустительстве Московского Патриархата , были заключенными, замученными, депортированными и убитыми советской властью».
В результате титанических усилий, наверное, дипломатии УГКЦ, под этим документом появились подписи «всех православных христиан всего мира»! А теперь - внимание. Вот они: 1 - из Львова (!), 1 - из Астердама, 2 - из Нью-Йорка, 2 - из Москвы (это, без сомнений, победа над Московией!) 5 - из Парижа и 7 - из Киева. Под каждой подписью прибавлено (для очевидности и наглядности!) «православный». Вот как надо глобально действовать и прилагать «соборные и всеправославные заявления»! Но почему-то под этим сверхглобальным документом нет ни одной подписи «друзей», представителей украинского епископата раскольников УАПЦ и УПЦ КП, с которыми взаимно заигрывали на бандеровской почве.
В статье о проповеди «Глава УГКЦ по случаю 70-летия псевдособора» сказано: «Надеемся, наша протянутая рука примирения хотя бы в этот раз не останется без ответа». Сам глава униатов выдал следующие шедевры-перлы. Опираясь на выше приведенное письмо, он заявил: «Вчера весь мир взволновала весть о том, что большое число священников-интеллектуалов Православной Церкви направило нам письмо с просьбой прощения за преступление псевдособора...» «Большое число священников», если верить подписям под этим письмом, - внимание! Состоит аж из четырех отцов!!! Четырех подписей!!!
Еще один «перл» из той же статьи, - как бы реакция, «ответка»-реабилитация после вызова на коврик в Рим к Папе, - является просто литературным шедевром в классическом униатском менталитете; его достоинство вы сейчас оцените по этой цитате: «Он (глава УГКЦ) сообщил, что Папа для УГКЦ дал апостольское благословение и сам попросил благословения от епископов УГКЦ: «Он склонил перед нами свою голову, говоря: "Благословите меня". Мы почувствовали , что Папа склонил голову перед Церковью-мученицей и многострадальным народом».
Обратите внимание на ключевую фразу: «мы почувствовали ». То, что Папа во время приветствия обыкновенно склоняет голову, это факт, остальное же говоря другими словами: «Ну вот так нам захотелось, чтобы Папа именно так почувствовал и так нас попросил...» Это просто уникальный шедевр!
Теперь я хочу внести для читателя ясность в то, что остается между строк в Слове главы УГКЦ, что не просто имеется в виду, а является его главной целью: «Поэтому я стараюсь вспомнить жест, который совершил мой предшественник 10 лет назад... Пусть эта наша протянутая рука примирения и оздоровления хотя бы в этот раз не останется без ответа». Вы представляете? Униаты, как жертвы репрессий, «протягивают руку примирения» друзьям православным, которые такие глухие, что не слышат, но, может быть, их жест «хотя бы в этот раз не останется без ответа»!!! Внимание, 10 лет тому назад тогдашнему главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабадану) от униатов была «протянута рука» т.е. было предложение разорвать отношения с РПЦ и принять унию, следовательно, полностью подчиниться Папе Римскому поляку Войтыле! А взамен митрополиту с барского, т.е. с папского, плеча, будет разрешено возглавить УГКЦ. Вот такая «рука примирения»! После осуждения нынешним Папой практики униатства это обращение к православным «хотя бы в этот раз не останется без ответа» показывает, что уровень самодурства УГКЦ не подлежит определению. Лечиться еще долго...
УГКЦ называет свой политический гибрид «Церква-Мучиниця», а вот когда надо было выступить перед властью против геноцида в Телергофе и Торезе, заступиться хотя бы за свою униатскую паству, сказать слово против расстрела фашистами западных украинцев во время ВОВ, «мученицею» быть эта «церковь» почему-то не захотела. Даже после нынешнего указания своего главы - Папы в Декларации, что на Украине это внутренний конфликт, а не внешняя агрессия, антинародный и братоубийственной тон «мученицы» не меняется.
В слове о Львовском Соборе глава УГКЦ так и не избавился от патологической русофобии и от неадекватной оценки тех верных УГКЦ, которые искренне присоединились к Православию, представленной им как «поцелуи Иуды». Но все же стоит заметить, что агрессивная тональность официальных документов, по сравнению с прошлыми годами, после гаванской встречи понизилась, хотя бы в высказываниях об этом Соборе. Но при этом амплитуда раздражительности и недовольства еще больше увеличилась. Не стоит и нам обольщаться, что бандеровская униатская верхушка вмиг изменилась.
Возьмем, к примеру, статью «"Как пастыри, мы говорим от имени нашего народа Святейшему Отцу и миру: Папа Франциск нас услышал", - епископы УГКЦ». Сам по себе стиль статьи очень «чудотворный», когда собеседнику приписывают от его имени то, что он услышал и то, что он даже хотел почувствовать. В этих словах, как униатский религиозный менталитет, передается комплекс неполноценностей и лакейства. Чтобы как-то компенсировать свою несамобытность, все подается в духе гигантизма, мировой глобальности и значимости, потому, что на униатах, - как и на Украине в целом, - якобы «весь мир» клином сошелся. В частности, в этой статье говорится: «Подготовили публичное обращение, в котором доносят вниманию мировой общественности информацию об агрессии и гибридной войне... Церковь осуждает зверства, похищения, заточения и пытки против отдельных лиц и групп на Донбассе и в Крыму, особенно против крымских татар - мусульман (ну, вот татарам мусульманам никак не живется хорошо без униатских бандер, и это аксиома! - авт .), а также попрание свободы вероисповедания и достоинства миллионов человек (как они точно все о себе сказали! - авт .)... УГКЦ неустанно молится и поддерживает мир, и сегодня её руководство обратилось к Святейшему Отцу и миру - помочь прекратить войну и облегчить гуманитарный кризис, вызванный российской агрессией против Украины... (униаты нагло противоречат Папе, который в Декларации четко определил, что это гражданский внутренний конфликт, а не внешняя агрессия. Сами униаты реально помогали «восстановления мира» на майдане, разливать «коктейли Молотова» и убивать там людей. Студенты и «отцы» УГКЦ и РКЦ, абсолютно со всех учебных духовных заведениях принимали участия в майдане - авт. ). Украинцев беспрестанно поносят с помощью хорошо продуманной и финансируемой международной пропаганды. (Ну, вы видали? Опять «зрада», теперь уже международная!!! - авт. ). «Я сказал Святому Отцу: "Народ страдает, Ваше Святейшество, и ждёт Ваших объятий". Папа Франциск дал чётко понять, что будет действовать», - сообщил Блаженнейший Святослав. (А вот каким чудесным образом Папа дал это понять, не уточняется. Бесспорно, опять униатский шедевр! Митрополит Святослав сам говорит и сам же отвечает вместо Папы, другими словами это: «четко дает понять, я вас тут держу за дураков, всю свою паству» - авт. )... Святейший Отец является глобальным моральным авторитетом, который говорит правду. Этот голос правды особенно важен для украинцев, которые сейчас страдают, - сказал Блаженнейший Святослав Папе Франциску. («Голос правды..» - «непогрешимая» аксиома! Но не для униатов, ведь можно похабно отрицать декларации папы - авт. ). Если люди не слышат или не понимают этого голоса, то они запутываются, беспокоятся и чувствуют себя забытыми, (Тут сказываются фобические симптомы бандеровцев после «гаванского предательства» Папой. - авт. ). «Святейший Отец подчеркнул, что никто не будет решать экуменические вопросы ценой всей Восточной Католической Церкви», - сообщил Глава УГКЦ. (Слова «никто не будет решать...» означают, что это уже решено Папой без УГКЦ. Стоит вспомнить, что обычно на это мероприятия (Львовский Собор), хоть и не круглая была дата, во Львов съезжались главы других униатских церквей ради солидарности, согласуясь с Папой, конечно, а тут вдруг ни одного из них НЕ БЫЛО! Так что, неужели все так радужно для УГКЦ, как они это представляют? - авт. ). Под этой «чудотворной» статьей подпись всего этого цирка: Секретариат Синода Епископов УГКЦ.
Последние движения-фейки по реабилитации собственного комплекса неполноценности, это громогласные заявления униатов, что они ведут успешно экуменическое общение-переговоры с раскольниками УАПЦ, о чем и сообщают на своем сайте, а также доложили об этом (что очень важно) Папе. Что только ни сделает брошенная и обиженная любовница! Вот с таким комплексом неполноценности «брошенной» и живут униаты! Ведь при всех своих совместных бандеровских мероприятиях с православными раскольниками, они не упускали свой шанс разбоем отобрать приходы не только у УПЦ МП, но и у УАПЦ, которая где перевес униатского населения находиться под их прессингом; а там это помнят и глупыми иллюзиями не живут. А после заявления Папы об осуждении униатизма УАПЦ их «имели в виду...» (це зрада! ), так что эта новость в униатов всплыла с позавчерашнего дня.
Последняя новость, - кульминация по реабилитации комплекса неполноценности даже на государственном уровне (!), - это подготовка встречи двух «побратимів»-«защитников» Украины, коллег по несчастью, - главы УГКЦ митрополита Вячеслава (Шевчука) и президента Петра Порошенко. Первого, мягко говоря, «не учли во время встречи» - Папа предал, а второго «не учли после встречи» с ЕС. Всюди, всюди одна ЗРАДА! Обычно после таких встреч распухшее лицо не только у Порошенко.
В призме этой горькой для униатов дате - 70-летний юбилей события Собора, да еще после «гаванского предательства» Папы, наглядно проявляются исторические комплексы неполноценности, фобии «брошенной любовницы» - УГКЦ. Ее менталитет и жизнь - русофобия и православнофобия, а, кроме этого, теперь еще и «ватникофобия» - к Донбассу, ко всем тем, кто не разделяет «патриотичную» бандеро-фашистскую идеологию. Которая, полным таким комплектом, выливается в кощунственный и чудовищный грех УГКЦ - народоубийство Украины!
Что явилось причиной такой жизни УГКЦ?
Причина этого в православном богословии называется ересью филетизма (расизм) или этнофилетизма. Суть которой заключается в следующем: в предательстве христианских истин в угоду этническим и политическим интересам. В 1872 г. эта ересь была осуждена Православной Церковью.
В фундаменте «святости» УГКЦ лежит один из ее подвижников - Иосаф Кунцевич (1580-1623), который сжигал вместе с храмами православных христиан, не желающих принимать унию. За что был канонизирован Римом как «апостол единства»; для большей «святости» его останки положили рядом с мощами апостола Петра в Ватикане.
Именно униаты навязали нам украинцам и Украине желто-голубой католический австрийский флаг, который они получили за заслуги от австрийского короля, за подавление-убийство венгерских крестьян. И вот этот флаг, обагренный проклятием и кровью крестьян венгров, лег в основу государственности, последствия чего мы сейчас ощущаем. Не зря ныне венгерские общины Закарпатья хотят полностью отсоединиться от убийцы-Украины, их дети не воюют в братоубийственной войне в АТО, и это факт!
В 21 веке УГКЦ, при номинальном вспоминании о Христе и внешней христианской обрядности, в эволюционном процессе извратила веру. Украина - это бог в вышиванке, Путин - дьявол, москали - бесы, Бандера - пророк, майдан - церковь, «правый сектор» - апостолы, АТО - святая инквизиция, фашистская свастика - вместо нательного креста, все это в сюжетах иконах УГКЦ, а ее «святые», которые нарисованы на стенах храмов, - братоубийцы, насильники и детоубийцы - АТО-шники. Вот и икона Матери Божьей - новая, чисто униатская - «укропская»! Именно таким «святым» героям, которые занимались геноцидом поляков, евреев, украинцев, русских (которые не разделяли идеи фашизма), нынче в униатских храмах, по уже установленной богослужебной традиции, вместо молитвы «слава Богу», кричат «слава героям!», вместо проповеди «любви к ближнему» звучит «смерть врагам!»
Нет сомнения в катастрофических последствиях «майдана», где организаторской силой была УГКЦ. Каждый (!) из епископов УГКЦ заявлял тогда: «на майдан вывел людей Святой Дух!». На майдане этот «святой дух» руками отцов и семинаристов УГКЦ метал «коктейли Молотова», убивал и выкалывал глаза «беркутовцам», разливал чаек с наркотиком. Тот же униатский «святой дух» привел страну к обнищанию, геноциду, братоубийству и ненависти, к принятие евросодомских законов и ценностей. Флагами евросодома украшены их храмы, иконы, они присутствуют в виде ленточек на облачениях и на свечах (дикирии и трикирии) епископов. В зоне АТО униатский «святой дух» также действует через наставления капелланов, когда объектами обстрелов являются православные храмы, монастыри. Как свидетельствуют жители Донбасса, именно на православные праздники осуществлялись активные бомбардировки и вылазки укро-фашистов. Вот такому «святому духу» уже 400 лет своего существования поклоняется униатская «церковь». Вот это все и есть чистейшей воды - греко-католическая «святость»!!! Как написано в Евангелии, «каждое дерево по плодам познается». УГКЦ - это филетизско-фашистская секта дьявола, которая разрушила Украину, на которой лежит грех народоубийства!
Но, слава Богу, не все миряне и духовенство разделяют такие взгляды верхушки УГКЦ. Стоит вспомнить об одной из веток, отделившейся от УГКЦ УПГКЦ (Украинской Правоверной Греко-Католической церкви). По своему настрою - это бескомпромиссные антиглобалисты, выступающие против евросодомии и других апостасийных проявлений нашего времени, прокляли прошлых Пап. Они изначально во время майданных событий заняли противоположную позицию, а в самом начале АТО умоляли народ не участвовать в братоубийственной гражданской войне и не собирать деньги на эту войну. Реакция УГКЦ не заставила себя долго ждать. Была организована спецоперация, где было задействовано, - вы только вдумайтесь, - до сотни человек, до зубов вооруженных огнестрельным оружием. Храмы и монастыри УПГКЦ были разгромлены, священники арестованы, часть из них депортирована. «Цивилизованная Европа», конечно же, не возмущалась этим нарушением прав верующих.
Не удивительно, что даже в лоне самой этой «церкви» не менее дикарские взаимоотношения. История, которая шокировала область. Это было во всем известном еще при Союзе в курортном городе Трускавец Львовской обл. Молодой и активный священник о. Иоанн, имел связи с украинскими диаспорами Канады и США, благодаря чему, в конце 90-х годах построил шикарный Свято-Покровский храм (УГКЦ). Благочинный (декан) не мог с этим смириться и что бы стать там настоятелем нанял убийц, которые на глазах у матушки и детей его зарезали. Все как обычно, благочинный - настоятель, отпел - жалобно, следствие - не дало результатов.
Какое же должно быть наше отношение к УГКЦ?
Конечно же, имея перед глазами этот горький опыт, необходимо не допустить в будущем подобные проявления, в той степени, в какой это является законным и возможным для осуществления. По своим делам и религиозно-политической идеологии УГКЦ мало чем отличается от ваххабитов ИГИЛ. Стоит вспомнить слова митрополита Иллариона (Алфеева): «У нас нет никакой антипатии к верующим Греко-Католической Церкви... в Венгрии... она там не агрессивная... Но на Украине, к сожалению, это не так. Потому что на протяжении веков греко-католики занимали ту самую позицию, которую они и сегодня, не стесняясь, озвучивают на весь мир».
Протоиерей Олег Трофимов , доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук
Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580 яндекс кошелек 410014004754153В. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.
Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.
Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.
Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.
Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:
- Флорентийская уния ()
Уния и униатская церковь в пределах Польши и России
Уния в Австро-Венгрии
Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они - почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.
Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.
Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину ().
Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного () фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.
Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии .
Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.
И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине .
В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в ). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар () побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.
Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (). Митрополит Иосиф Сембратович , бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче , получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.
В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.
«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве , но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.
В ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.
Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны , преимущественно в Трансильвании . Половина венгерских румын приняла унию с Римом в . Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).
Литература
- Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше У., 1-е изд., 1805, 2-е изд., 1866;
- М. Коялович, Литовская церковная У., СПб., 1859 (здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список полемической литературы, современной У.);
- Митр. Макарий, История Русской церкви, т. 8 и след.; С Т. Голубев, Петр Могила и его сподвижники;
- В.Б. Антонович, Монографии по истории Западной России, т. 1; В.Г. Василевский, Очерк истории города Вильны; Костомаров, Подготовка церковной У. («Монографии», т. 3); его же, О значении У. в Зап. России, 1842;
- Флеров, О православных церковных братствах;
- А.А. Рапков, Очерк истории западнорусских православных братств;
- И.А. Кулиш, История воссоединения Руси;
- И. Сливов, Иезуиты в Литве;
Источники
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
И западнорусский письменный язык .
Её прямыми преемниками в настоящее время являются: Украинская и Белорусская грекокатолические церкви, а также косвенно Российская грекокатолическая церковь , образованная в новейшее время и не восходящая непосредственно к Брестской унии (1596). Русинская грекокатолическая церковь восходит не к Брестской, а к Ужгородской унии (1648), наряду с Венгерской и Словацкой церквями.
История
В целом униатская церковь пользовалась государственной поддержкой, хотя и рассматривалась как второразрядная, о чём свидетельствовало в частности, то, что крупнейшие грекокатолические иерархи не были включены в состав сената .
Постепенно авторитет униатской церкви рос, чему способствовало создание ордена базилиан , а также переход в грекокатоличество Мелетия Смотрицкого . С 1630-х годов к унии стала склоняться шляхта . В 1630-х годах митрополит Иосиф Рутский предпринимал попытку создания объединённого униатско-православного Киевского патриархата, однако проект оказался неудачным. Несмотря на усилия по распространению унии, в 1647 году в Речи Посполитой насчитывалось около 4 тысяч униатских и более 13,5 тысяч православных приходов .
Посвящение в 1620 году Патриархом Иерусалимском Феофаном III новой православной иерархии в Речи Посполитой (до того православные епископы не допускались на кафедры королём Сигизмундом III), раздел грамотой Владислава IV в 1635 году культовых учреждений между православными и униатами утвердили разделение на 2 легальные киевские митрополии (униатскую и православную) и закрепили раскол западнорусского (белорусско-украинского) общества. Попытки его примирения делались на соборах 1629 году в Киеве и 1680 года в Люблине , созванными по инициативе униатской иерархии, но были проигнорированы православными. В 1630-е годы митрополит Иосиф Рутский вынашивал проект создания на базе Киевской митрополии патриархата , общего для православной и униатской церквей, чем заинтересовал православных оппонентов, в том числе Петра Могилу . Но эта идея не встретила поддержки папства, правительства Речи Посполитой, не нашла понимания православного населения.
В XVIII веке началась постепенная латинизация униатской церкви, выраженная в перенимании латинского обряда , что противоречило условиям Брестского собора 1569 года. Проводниками латинизации были базилиане , происходившие в основном из польско-католических семей. Особое значение имел проведённый в 1720 году Замойский собор , постановивший унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью, и отказавшись от использования некатолических изданий. После 1720 года в униатстве наметилось два течения: сторонники первого стремились к заимствованию римско-католических традиций, второго - к сохранению собственных западнорусских православных традиций и чистоте обряда .
C 1729 года (официально с 1746 года) по 1795 год резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль . 5 марта 1729 во владение Радомышлем вступил номинант и администратор Киевской униатской митрополии епископ Атанасий Шептицкий , который позже, в этом же году становится митрополитом.
В 1791 году на территории Великого княжества Литовского униаты составляли 39 % населения, а на территории современной Белоруссии - 75 % (в сельской местности - более 80 %) .
Большинство последователей униатской церкви составляли крестьяне. Кроме того, униатами являлись часть горожан и мелкой шляхты .
Предстоятели
Церковная структура
После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская , Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая , Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.
УНИАТСТВО. ИСТОРИЯ НЕНАВИСТИ
Сразу хочу сказать, что мне все время было неясно, откуда же появилась такая ненависть к нам, русским, со стороны Западной Украины? Ну, присоединили их сначала в 1654г., потом в 1939г. И все жили тихо и спокойно, а эти вдруг к нам с такой лютостью...Знала я и при униатов, но все же не связывалось что-то, не все было понятно.
Я всегда считала и считаю, что наша цивилизация построена на религии, т.е. на христианстве, что религия и есть суть вопроса и ключ к пониманию исторических процессов. Поэтому хочу обратиться к истории. Может быть, все об этом давно знают и мой рассказ совсем не будет интересен. А может быть, и вы узнаете для себя что-то интересное. Если кому-то не понравится - возражайте. Или просто проходите мимо!
Я расскажу своими словами по возможности кратко обо всем, что удалось найти по данному вопросу.
После нападения татаро-монголов Киев был почти полностью разрушен и длительное время являлся городом, не игравшим уже никакого политического значения. Центр Руси переместился во Владимир и, пока русские князья были заняты своими междоусобицами, земли, теперь называемые Украиной, постепенно перешли под власть Польши и Литвы. Папа римский предпринимал атаку за атакой, чтобы силой или хитростью обратить население этих земель в католичество. Задача была - укрепить свою власть на завоеванных территориях с непокорным населением, власть не только светскую, но и духовную. Помимо высокой цели обращения «еретиков» в истинную веру у Католической Церкви была еще и очень земная цель: все католики обязаны были платить десятину. Но вредные "туземцы" никак не хотели продать свою веру! И тогда Святой Престол сделал «ход конем»: хорошо, мы оставляем вам ваши церкви, ваши иконы, вашу Литургию и ваших священников - а от вас всего-то и требуется признавать власть Папы Римского и платить десятину. Так и появилась Украинская Греко-Католическая Церковь, в миру называемая униатской (от слова "уния", т.е. союз).
Для завершения и провозглашения унии был созван специальный собор в Бресте. Главным организатором унии, т.е. исполнителем воли папы римского, был иезуит Пётр Скарга, его приспешником стал. митрополит Михаил Рагоза. Последний объявил, что собор начнётся 8 октября 1596 года, на самом деле он начался на два дня раньше. Этот манёвр был рассчитан на то, что униаты-епископы смогут закончить дело келейно ещё до того, как на собор съедутся противники унии – их решили поставить перед свершившимся фактом.
Униаты вместе с католическими епископами и королевскими представителями собрались в Николаевской церкви. За закрытыми дверями выработали тактику в отношении сторонников православия. Было решено пригласить их на собор только в том случае, если православные согласятся не выступать против унии. Эту задачу взял на себя Пётр Скарга. Однако священники отвергли какое бы то ни было соглашение с униатами и иезуитами. Униаты ответили репрессиями. Митрополит Рагоза в грамоте предал проклятию противников унии, лишил сана православное духовенство, отлучив его от церкви, и сообщил, что церковные должности будут переданы только тем, кто признает единение с католической церковью. По приказанию королевских представителей собор закончили быстро, митрополит Рагоза и епископы приняли католическо-униатское вероисповедание и присягнули на верность папе римскому.
Заключив унию с епископами православной церкви, Ватикан потребовал от униатского духовенства соблюдения только главных положений католицизма: безусловного признания главенства папы над униатской церковью и поминовение его во время богослужений, а в части исповедания веры - признания, что Святой Дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. В обрядовом же отношении для привлечения широких масс верующих униатской церкви было разрешено придерживаться старой православной практики богослужения и обрядности при совершении религиозных таинств причащения, крещения, покаяния, миропомазания и т. д. Таким образом, униатская церковь признала основные догматы католицизма и власть папы римского, сохранив лишь православную обрядность. Эта уступка православию была продиктована необходимостью считаться с отрицательным отношением православных к католической церкви, проявить известную гибкость, а проще говоря – хитрость, чтобы добиться подчинения православной церкви Ватикану.
Вся территория современной Западной Украины попала в духовный плен римских первосвященников…Воинствующие католики решили окончательно уничтожить православие путем жестоких гонений и преследований православных верующих и духовенства. В селах, где паны католики самовластно распоряжались в приходских церквах, они силой принуждали священников переходить в унию, а непокорных изгоняли. Если прихожане защищали своего священника и не принимали униатство, паны отдавали церковь в аренду евреям, которые хозяйски владели ключами от церкви и брали плату за каждую службу, хозяйничали грубо и кощунственно. Православные, лишенные своих храмов, принуждались ходить в униатские, т.е. в свои бывшие православные. Православных священников угрозами и хитростью вынуждали переходить в унию.
В конце XVI - первой половине XVII в. в ответ на усиление национально-религиозного и социального гнета в Юго-Западной Руси прокатилась широкая волна казацко-крестьянских восстаний. Они в результате привели к проведению 8 января 1654 г. Переяславской Рады, которая приняла единодушное решение о воссоединении двух частей Руси. После этого на большей части малороссийских земель очаги униатства были ликвидированы, причем ликвидация была, мягко говоря, без сантиментов. Россия всегда отличалась веротерпимостью и не насаждала православие на завоеванных землях силой. Более того, православие по своей сути не агрессивно и миролюбиво, в отличие от католицизма, который свою веру насаждал огнем и мечом. Вспомним крестовые походы, инквизицию с охотой на ведьм и истреблением коренных народов на завоеванных территориях! В обозримом прошлом ни одна из православных стран не начинала войн и не воевала друг с другом, в отличие от стран католических. Но в случае с униатами все было иначе: православные рассматривали униатов как вероотступников, как предателей своей исконной веры. Вероотступничество – грех, который не может быть прощен.
Теперь становится понятным, откуда ненависть и злоба у униатов к "москалям" и полякам: и те, и другие преследовали и гнобили их еще 400 лет назад, запрещали их церкви, их религию. А ведь религиозность на Западной Украине чрезвычайно сильна! Вспомните хотя бы частые кресты вдоль дорог с иконами и фигурками Божьей Матери! Для жителей Западной Украины греко-католичество было и остается одним из важнейших признаков национальной идентичности, вместе с национализмом - не говоря уже о том, что Греко-Католическая Церковь Украины всегда националистов поддерживала.
Вот откуда брались дивизия Галичина, Бандера, полицаи, а теперь фашисты, вот откуда это остервенение... Им было лучше с кем угодно, только не с русскими!
Есть и еще одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов: эти земли давным-давно «еврроинтегрировались»! На территории Западной Украины с 14 века существовало магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в городе Магдебург как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного.
Так, Владимиру-Волынскому это право было даровано польским королем в 1324г., Львову в 1356г., Каменец-Подольску – в 1374г., Ровно - в 1492г., Мукачево – в 1445г., Луцку – в 1432г. и т.д. Киеву это право было даровано в 1494 – 1497г. и было отменено только в 1835г. указом императора Николая 1.
Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.
Безусловно, такая форма городского самоуправления в те времена была наиболее прогрессивной и в корне отличной от того, что существовало на остальной части Украины. Следует заметить также, что магдебургское право вводилось на этих территориях задолго до принятия унии, сам уклад жизни и жизнь среди католиков способствовали в дальнейшем, как я полагаю, переходу в униатство. Получается, что жители этих западных украинских территорий жили в иных условиях, нежели остальная часть народа Украины, они еще в те века восприняли культуру и идеологию европейских католических стран, хотя формально оставались православными.
Подавляющее большинство греко-католиков проживают в трех областях западной Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. Наибольший подъем и расцвет Греко-католическая церковь Украины пережила в период между 1917 и 1946 годами. В 1946 году, уже в составе СССР и естественно под давлением, все греко-католические приходы Украины перешли в Православие принудительно, что униаты считают (и со своей точки зрения - вполне справедливо) трагедией. Вспомним, что Бандера был сыном униатского священника! Поражает недальновидность такой политики Сталина и ужасают ее последствия...
После 1946 и до распада Советского Союза греко-католики на Украине существовали подпольно, фактически повторяя судьбу православных после принятия Брестской унии.
Несчастный, настрадавшийся народ, который по воле нескольких негодяев оказался насильно оторванным от своей веры, от остальной части народа Украины. Они оказались гонимы как православными, так и католиками (хотя формально были уравнены в правах с католиками), вынуждены были любыми способами защищать себя и опять же веру, которая за века уже стала своей. Они немногочисленны и со всех сторон окружены. И от этого – очень агрессивны. По какой-то неведомой мне причине настоящими украинцами они считают только себя. Очевидно, для малой части народа срабатывает известный "комплекс Наполеона". И изменить в их отношении к нам ничего невозможно. К сожалению... Их можно было бы пожалеть, не будь они так по-звериному жестоки!
Немедленно после распада СССР униатство возродилось, а время как будто вернулось вспять, вновь вернулись средние века: Рим вновь тянет свои руки к Украине, Запад снова желает прибрать к рукам их души...и «десятину».
Что такое униатство сегодня? В первую очередь - самая распространенная конфессия на западной Украине. В каждой деревне есть храм - и в девяти случаях из 10 он будет греко-католическим. Внешне и внутренне такой храм почти ничем не отличается от православного, разве что иногда он будет построен в стиле «украинского барокко». Внутри - иконостас, амвон, перед солеей - аналой с иконой и иногда - Евангелием. Все иконы украшены вышитыми рушниками. В храме очень много хоругвей, чаще всего из белого льна, вышитых крестиком с вышитым же изображением святого в центре. Иконографическая манера у униатов своя: яркие краски и некая «простонародность», лубочность в изображении. Например, какие-нибудь второстепенные персонажи могут быть изображены в украинской народной одежде. Она, кстати, популярна и у самих униатов - вкупе с верой она, видимо, дает им в полной мере почувствовать себя «незалэжными» и «самостийными» украинцами. По крайней мере, подружки невесты на свадьбе всегда одеты в народный (и очень красивый) костюм. Главная отличительная черта интерьера храма - обязательные статуи Христа и девы Марии с зажженными свечам и лампадами вокруг них. Перед статуями всегда можно увидеть нескольких женщин, молящихся на коленях. К числу проявлений народного благочестия у униатов (хотя, вполне возможно, эта традиция характерна именно для украинцев, независимо от их конфессиональной принадлежности) относятся частые кресты вдоль дорог - памятные или обетные. Кресты эти довольно высокие, в центре креста висят иконы Спасителя или Богородицы, сам крест украшен венками из искусственных цветов и яркими разноцветными лентами, красиво развевающимися.
Украинский журналист и писатель Олесь Бузина сказал как-то в программе Соловьева: Сталин в 1939г. допустил огромную ошибку, когда присоединил Западную Украину, но не сделал ее автономией, а оставил единой столицей Киев! Жили бы они себе отдельно и спокойно...
А по мне, так они действительно отрезанный ломоть, они – другие, чужеродное тело в теле православной Украине. Ведь вода и масло никогда не смешаются! Очевидно, их борьба есть борьба как раз-таки за свою, униатскую, самостийность. Только они, дорвавшись до власти, хотят взять реванш за все те невзгоды, что пришлось пережить, хотят подмять под себя всю Украину, и также ненавидят православных украинцев, как и нас, «москалей».
Патриарший собор Воскресения Христова, источник: Сайт прихода УГКЦ г. Камъянского
Патриарший собор Воскресения Христова, источник: Сайт прихода УГКЦ г. Камъянского
Собор святого Юра во Львове, главная святыня УГКЦ, источник: http://openlviv.com/
Собор святого Юра во Львове, главная святыня УГКЦ, источник: http://openlviv.com/
Блаженнейший Святослав Шевчук, источник: сайт УГКЦ.
Блаженнейший Святослав Шевчук, источник: сайт УГКЦ.Украинская Греко-Католическая Церковь
Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), - одна из четырех традиционных украинских Церквей, насчитывает более 5,5 миллионов верующих во всех регионах Украины и на шести континентах мира, является крупнейшей Восточной Католической самоуправной Церковью (Ecclesia sui juris). Синонимичные названия УГКЦ: униатская Церковь, Украинская Католическая Церковь, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Киевская Католическая Церковь.
Название Греко-Католическая Церковь ввела императрица Мария-Тереза в 1774 году для того, чтобы отличить ее от Римо-Католической и Армянской Католической Церквей. В официальных церковных документах для обозначения УГКЦ употребляли термин Ecclesia Ruthena unita.
В 988 году князь Владимир Великий ввел христианство восточного (византийско-славянского) обряда как государственной религии Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и являлась частью Константинопольского патриархата. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и Константинополя под турецким господством, Церковь в Москве получила статус патриархата.
Как результат длительного процесса униатских соревнований Синод епископов Киевской митрополии под руководством митрополита Михаила Рогозы принимает решение возобновить общение с Римским престолом, обеспечив при этом сохранение восточной христианской традиции и собственной церковной и этно-культурной самобытности. Такая модель церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, от которого и начинается институционное существование Греко-католической церкви в Украине. Идея унии была обусловлена как внешними политическими обстоятельствами, так и внутренним стремлением верующих к церковному единству: православные верующие на территории Речи Посполитой и Венгрии испытывали притеснения от представителей господствующего римо-католицизма как схизматики - и были склонны уравнять сторонников греческого обряда перед лицом Ватикана. Правда, далеко не все православные присоединились к унии: произошло разделение украинских и белорусских верующих на униатов (сторонников унии) и православных.
Согласно соглашениям Брестской унии, в греко-католической церкви богослужения, церковная организация и обряды остались такими, как они были в греко-православной церкви. Церковь подчинялась Папе Римскому и приняла как католический догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (filioque), так и католический догмат о чистилище - которые в те времена являлись главными разногласиями между православной и католической церквями.
В 1620 году, через внутренний раскол в среде иерархии и верных Киевской митрополии, иерусалимский патриарх Феофан III рукоположил на Митрополита Киевского Иова Борецкого и шестерых епископов. В 30-40-х годах XVII века попытки митрополитов Иосифа Вельямина Рутского и Петра Могилы примирения «Руси с Русью», созыв общего Собора и провозглашение Киевского Патриархата закончились неудачей. Вскоре православная Киевская митрополия была подчинена Московскому патриархату (1686) и превращена в обычную епархию в процессе последовательной, жесткой унификацийнои и русификаторской политики царизма. Украинской осталася лишь Униатская церковь.
От 1729 до 1795 резиденцией униатских митрополитов был город Радомышль. 5 марта 1729 года во владение Радомышля вступил номинат и администратор Киевской униатской митрополии епископ Анастасий Шептицкий, который позже, в этом же году становится митрополитом. После третьего раздела Польши (1795) униатская митрополия и ее резиденция в Радомышле были ликвидированы, а сам город в составе правобережной Украины был присоединен к Российской империи.
Расцвет Украинской греко-католической церкви приходится на ХІХ век, когда она стала сильнейшим солидаризуючим фактором украинства в Галичине, с которого и начался процесс украинского культурного возрождения.
С установлением советской власти на западноукраинских землях УГКЦ была распущена властями - и церковь существовала лишь в подполье. Вплоть до 1989 года - за горбачевской перестройки церковь вышла из подполья.