Базовое образование. Высшее образование в беларуси подразделяется на две ступени Система высшего образования относится
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).
Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).
Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.
Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ
Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.
Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.
Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.
В чем разница
Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".
Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.
Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.
Тонкости перехода
Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.
Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".
Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".
И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.
- Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
- Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
- Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?
Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.
В современном мире знания во многом определяют место и уровень любого человека в сложной цивилизационной иерархии. Проще говоря, масса людей с низшим качеством образования находятся внизу общества, а с хорошим образованием - в верхних слоях. Это, кстати, подтверждается и статистикой по безработице. Люди с высшим образованием (вне зависимости от их возраста) реже оказывались без работы, чем те, кто получил только средне-специальное или и вовсе только общее образование.
Именно поэтому во всем мире родители стремятся дать своим чадам высшее образование, стремятся определить вид уровней высшего образования, который более подходит их детям. Россия в этом отношении, конечно, не является исключением. Проблем в сфере образования у нас множество, но качество знаний все еще хорошее.
Общая характеристика
Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное - иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).
Базовые принципы
Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.
ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора. Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.
Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:
- университет;
- академия;
- институт.
Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.
Наконец, надо отметить, что Россия - это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой. Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России.
Структура ВУЗовского образования
Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.
Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности - около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования - четыре и два года соответственно.
Особенности медицинского образования
Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.
График учебного года
Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом). Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии - экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, - как правило, восемь недель. Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана. А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.
Виды обучения
Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой - очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.
После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.
Бакалавриат
В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень - бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это - только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.
Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.
С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.
Специалитет
Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы - 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:
- специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
- можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
- работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.
Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:
- учеба на один год дольше;
- найти нужную специальность гораздо сложнее.
Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться - существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.
Магистратура
Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста). Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы. Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:
- Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
- Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
- Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.
Оценочная система
Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» - отлично; уровнем ниже стоит «4» - хорошо; последняя положительная оценка - это «3» - удовлетворительно; провальная оценка - «2» - неудовлетворительно. Оценка «1» - единица, - вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.
Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.
Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного "недопуска", как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.
Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.
Трудности текущего момента
Разумеется, Россию наших дней невозможно представить без текущих вопросов и прогнозов планирования в системе современного высшего образования. Среди самых острых проблем, пожалуй, нужно выделить вопрос платного обучения. С конца девяностых годов приобрести «корочки» об образовании в России можно и с помощью финансов. Конечно, можно смотреть на это, как хорошую возможность для некоторых не очень способных категорий россиян, однако такой вариант одновременно создает большое количество неоднозначных вопросов.
Ведь это одна из ведущих причин, приведшей к существенному падению уровня высшей школы. Так как все можно получить за деньги, от текущих оценок до дипломов о высшем образовании, их стали получать лентяи и откровенные двоечники. Из финансовой составляющей вытекает другая проблема - серьезная коррупция в органах высшего образования. И в последнее время она делается все крупнее. Проблемы высшей школы в России очень актуальны, а разрешаются очень неторопливо. Однако хорошо уже то, что в сфере образования есть хоть какие-то реформы.
Все это надо понимать, когда речь идет о будущем в уровнях высшего образования. Общая информация об учебе в России показывает, что этому очень сильно способствуют наши достижения в науке. Формирование нано- и биотехнологий совершенно точно в скором будущем приведет к росту числа новых специальностей. И одновременно с этим и к очередным учебным программам, методам и эффективным формам образования.
Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.
В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
История
Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.
Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV -XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики . Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский , Л. Вивес, Ф. Рабле , М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.
Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в в.
Михайловский - Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России - Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет
Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище , а ныне Военный инженерно-технический университет , что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами. Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .
Главный корпус Казанского университета
17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет . Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.
В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне ). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века , на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона .
Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом . Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» , или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.
Высшее образование по странам
Россия
Австрия
Основная статья: Высшее образование в Австрии
Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.
Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.
Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.
Болгария
Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.
Великобритания
После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.
Профессиональное образование (Further education - FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.
Высшее образование (Higher education - HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура , докторская степень) и MBA . Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах , колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.
Германия
Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов . Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров ("несколько" опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.
Значительное число вузов - государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного - 69.
Египет
В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения . Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.
Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).
Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире , Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.
Ирландия
Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.
Италия
Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.
Кипр
Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.
Мальта
Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.
Монако
В Монако есть только одно высшее учебное заведение - Международный институт Монако.
Республика Корея
В высшие школы (고등학교, 高等學校 ) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院 ), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.
В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.
США
Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % - из Азии . Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения - от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде , и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002-2003 по 2003-2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных - на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.
В американской разговорной речи все вузы обычно называются college , даже если они не колледжи, а университеты.
Вузы США можно разделить на три типа, представители которых, как правило, сильно отличаются друг от друга, главным образом по размеру и атмосфере.
Франция
Во Франции высшее образование представлено 87 университетами, из которых пять - негосударственные католические институты и три - национальные политехнические институты университетского типа. При университетах открыты специализированные институты: 113 технологических, 66 профессиональных и 30 педагогических. Высшее образование во Франции бесплатно. За исключением содержания. .
Япония
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных, в которых постоянно обучается около 2,5 млн студентов. Наиболее престижные - государственные университеты в Токио, Киото и Осаке и частные в Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансай. Кроме того, в Японии распространена практика «карликовых» высших учебных заведений, в которых 200-300 студентов обучаются на 1-2 факультетах. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения в Японии платные .
42 % населения Японии имеют высшее образование .
См. также
Примечания
Литература
- Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - Кнорус. - ISBN 978-5-390-00364-0
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в РФ. - Весь мир . - ISBN 5-7777-0110-8
- Новиков А. М. и др. История профессионального образования в России. - Профессиональное образование. -
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр". 3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.
5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. 7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом. 8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятии педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. 10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. § 1.4 Документы о высшем и послевузовском профессиональном
образовании 1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании. 2. Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. 3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней: диплом бакалавра; диплом специалиста с высшим профессиональным образованием; диплом магистра; диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с пунктом 3 статьи 6), справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании. 4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании. 5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.
§ 1.5 Высшее учебное заведение, его задачи и структура 1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
2. Основными задачами высшего учебного заведения являются: 1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; 3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; 4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; 5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.
Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала. Типовое положение (положение) о филиалах государственных и муниципальных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются соответственно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе высшего учебного заведения.
§ 1.6 Виды и наименования высших учебных заведений 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук: является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
3. Академия – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. 4. Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. 6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
§ 1.7 Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием 1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение, прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени. Высшее учебное заведение вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.
2. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом. Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с нормативами, установленными настоящим Федеральным законом. Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти устанавливаются ими ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. 3. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением. Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды 1 и 11 групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в высших учебных заведениях, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
4. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.
5. В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре указанных учреждении или организаций не может превышать трех лет. 6. Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 29 настоящего федерального закона. Прием лиц без гражданства в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, по решению ученого совета высшего учебного заведения допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или по ускоренной образовательной программе высшего профессионального образования. Обучение в высшем учебном заведении по сокращенной или по ускоренной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Решение об обучении лиц по указанной программе принимают ученые советы высших учебных заведений.
8. Высшее учебное заведение создает обучающимся необходимые условия для получения качественного образования. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения. 9. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
10. Требования к государственной итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования. Контроль за выполнением указанных требований осуществляется в установленном законодательством порядке.