Конспект логопедического занятия логопедической группе. Логопедическое занятие «Знакомство с органами артикуляции
Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.
Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.
Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика «Грибочки», динамическая разминка «На поляне дуб зеленый».
I. Оргмомент.
Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются. Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
II. Основная часть.
1. Беседа по теме
Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.
Задание: Рассматривают картинки и называют съедобные и ядовитые грибы. Отмечают особенности их строения (шляпка, ножка). Закрепляют в словаре обобщающее понятие «грибы».
2. Упражнение на дыхание «В осеннем лесу».
Педагог предлагает детям представить, что они в осеннем лесу, ощутить его запахи. Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются), выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».
3. Загадки про грибы
Педагог читает загадки, дети их отгадывают.
Глубоко был спрятан он.
Раз, два, три, и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(Белый гриб.)
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись
возле тропки.
Эти дружные сестрички
Называются... (лисички).
Конечно, не белый
Грибок – я попроще,
Расту же обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик
На нем серый кафтанчик
Шапка красненькая.
(Подосиновик)
Посмотрите-ка, ребятки,
Тут лисички, там опятки.
Ну, а это - на полянке
Ядовитые... (поганки).
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
(Мухомор.)
4. Зрительная гимнастика
После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:
«Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)
5. Динамическая пауза
Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.
«На поляне дуб зеленый»
6. Упражнение «Посчитай-ка».
На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).
7. Игра с мячом «Один много».
Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.
III. Заключение.
Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:
«Продукты питания»
Цель : актуализировать знания детей о продуктах питания .
Задачи :
Коррекционно-образовательные : создать условия для упражнения в классификации продуктов питания , используя свои знания о сырье, из которого они изготовлены; формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа, относительные прилагательные, использовать в речи обобщающие понятия ; совершенствовать умение составлять описательный рассказ о продуктах питания.
Коррекционно-развивающие: развивать мышление , мелкую и общую моторику .
Коррекционно-воспитательные : воспитывать желание с заботой и вниманием относиться к своим близким и друзьям.
Оборудование : пригласительная открытка, карточки с изображением продуктов питания : йогурт, молоко, сыр, масло, кефир, творог, тесто, печенье, торт, бублик, батон, пирог, мясо, колбаса, сосиска, сардельки, плоскостные изображения корзин 3 шт. (красная, желтая, белая).
Ход занятия
I . Организационный момент
1) Беседа
Я точно знаю, что вы все очень любите смотреть телевизор. (Ответы детей)
И у вас есть наверно свои любимые передачи? (Ответы детей)
Поднимите руки над головой и хлопните в ладоши те, которые ну просто очень любят мультфильмы.
Ребята! У меня для вас отличная новость. Нас с вами пригласили в гости в деревню Простоквашино. (Логопедпоказывает открытку , зачитывает текст приглашения.) Да, ну здесь не написано кто ее отправил.
Подумайте, друзья, кто бы мог это сделать? (Ответы детей)
Ну, что принимаем предложение? (Ответы детей)
А ка вы думаете, чем бы мы могли порадовать наших мультипликационных героев? (Ответы детей)
Вы правы наши друзья большие лакомки, и я предлагаю купить им вкусные подарки.
А кто из вас помнит, что же больше всего на свете любит кот Матроскин? (Ответы детей)
Скажите-ка мне, всезнайки, как вы думаете, откуда берется молоко? (Молоко дает корова, коза)
Может кто-нибудь подскажет мне, какие продукты изготавливают из молока? (Йогурт, кефир, ряженка, сметана, творог, мороженное, масло)
А как, одним словом можно назвать все перечисленные продукты ? (Молочные)
Покажите мне вот так, большой палец те, кто очень любит молочные продукты . Мне остается только предложить вам назвать их ласково.
II. Основная часть
2) Д\и «Скажи ласково» :
Масло - маслице Творог - творожок
Сыр - сырок Молоко - молочко
Сметана - сметанка Каша - кашка
Кефир - кефирчик Ряженка - ряженочка
Мне понравилось, как вы справились с заданием.
3) Игра «Я начну, а ты продолжи»
Я могу вам предложить еще одну интересную игру. Слушайте правило : я бросаю мяч игроку и начинаю предложение, а он его заканчивает, а затем повторяет его полностью.
Вы запомнили правило? Кто хотел бы начать игру?
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)
Сыр твердый, а масло (мягкое)
Молоко жидкое, а сметана (густая)
Сыр отрезают, а ряженку (наливают)
Молоко пьют, а творог (кушают)
Сыр кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог)
Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)
Сыр пористый, а творог (рассыпчатый)
Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!
4) Беседа
А что получится, если в кастрюлю налить молоко и добавить какой-нибудь крупы, а затем поставить нашу кастрюлю на плиту, не забывая все это помешивать. (Ответы детей)
Вы правы мои юные поварята, конечно же, вкусная и полезная - каша!
5) Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша вкусной была, | (Дети облизывают широким языком верхнюю губу.) |
К нам в тарелочку пришла. | («Идут» пальчиками по столу.) |
Всех друзей угостим, | (В правой ладошке «мешают» указа тельным пальцем левой руки.) |
По тарелочке дадим. Птичке - невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке | (Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Всем дадим по ложке! | (Разжимают кулачки) |
6) Игра «Подарки Шарику и Матроскину»
А вот и корзинки для наших подарков. (На стол выставляются три плоскостные корзины с прорезями для вставления картинок)
Ну как бы нам не запутаться, ведь у каждого из наших друзей свои вкусовые предпочтения.
Как вы думаете, какого цвета корзинка подойдет для обозначения молочных продуктов ? И почему? (Ответы детей)
Значит, подарки коту Матроскину мы поместим в белую корзину. Кто поможет нам это сделать?
А кто знает, какие продукты предпочитает Шарик ? (Ответы детей)
Вы мне подскажите, почему они так называются? (Их изготавливают из мяса)
Мне очень интересно, в какой отдел магазина мы должны отправиться, чтобы приобрести подарки для Шарика? (Ответы детей)
А у вас есть любимые мясные продукты ? (Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, шашлык)
У Шарика очень хороший аппетит он любит покушать так, чтобы всего было побольше. Давайте поиграем в игру «Скажи со словом «много» .
Внимание правила игры : повторяйте за мной название мясного продукта вместе со словом «много» . Следите за тем, чтобы ваши слова были согласованы между собой, т. е. «дружили» .
Кому понятны правила игры - хлопните в ладоши.
Котлета - много… (котлет, сосиска - … (сосисок, сарделька (сарделек, колбаса (колбасы, ветчина -(ветчины, фрикаделька - (фрикаделек, отбивная - (отбивных, тефтеля - (тефтелей, пельмень - (пельменей,шницель - … (шницелей)
Шарик обожает колбасу. -Колбаса из мяса свиньи (какая) - (свиная, из курицы - (куриная, из говядины - (говяжья) .
Ребята как вы думаете, какая корзина подходит для мясных продуктов ? Почему? (Ответы детей)
Значит, подарки Шарику положим в красную корзину.
7) Музыкальная физкульминутка «Мы ногами топ-топ» (Е.Железнова).
Осталось подобрать угощение для нашего мальчика. Если вы отгадаете эту загадку, вы узнаете любимое лакомство дяди Федора :
Он бывает с толокном,
С рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Из чего замешивают тесто (Из муки)
А из чего получают муку (Из зерна)
Что еще можно испечь из теста? (Батон, пряник, баранку, печенье, торт)
Все продукты , которые вы сейчас видите - называются хлебные продукты .
Ребята, назовите мне главный продукт , который выпекают из теста, который бывает на столе и на завтрак, и на обед, и на ужин и в обычные дни и на праздники? Правильно это - хлеб.
Скажите, пожалуйста, какой бывает хлеб? (Душистый, хрустящий, черный, белый, свежий, мягкий, черствый)
Кто подскажет мне, где покупают хлеб? (В магазине)
Чем покрыт хлеб снаружи? (Корочкой)
А что находится внутри? (Мякиш)
А как называются люди, выращивающие хлеб? (Хлеборобы)
В народе говорят :- «У хлеборобов руки «золотые» . И корочка у хлеба тоже золотистого цвета. Поэтому хлебные продукты мы положим в желтую корзину.
Продукты » . Условие : чтобы приобрести продукт нужно сказать , из чего он приготовлен, какой он и для кого. (Матроскина, Шарика или дяди Федора)
Например :
Этот продукт делают из молока . Он вкусный и полезный. Я угощу Матроскина йогуртом. (Ребенок кладет «продукт » в белую корзину.
Этот продукт делают из теста . Он свежий и мягкий. Я угощу дядю Федора бубликом. (Ребенок кладет «продукт » в желтую корзину.
Этот продукт делают из мяса . Это свиная сосиска. Я угощу Шарика. (Ребенок кладет «продукт » в корзину с красным кружком-символом)
III . Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили?
Что больше всего понравилось?
А какие продукты питания вы любите больше всего?
Тема занятия. Звуки Т – Ть, буква Т.
Цель: совершенствование фонематического слуха на основе различения твёрдых и мягких согласных в
различных языковых единицах, предупреждение замен и смешений гласных 1 и 2 ряда.
Образовательная задача: закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные, связь звуков с
буквой.
Коррекционно – развивающая задача: корректировать фонематический слух через упражнения на
развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через
умения делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательная задача: воспитывать интерес к единицам языка, мотивацию к правильной речи,
положительное отношение к учебной деятельности.
Оргмомент
Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы игры «Да или нет?»
1. Звук Б – гласный
2. В слове «мама» 6 звуков.
3. Из слов можно составить предложение.
4. В слове «барабан» последний звук Н.
5. Поползень – это фрукт.
Основная часть
Сегодня к нам на занятие пришли ваши мамы, давайте покажем, чему мы учимся на логопедических
занятиях.
1) Д\и «Четвёртый лишний»
Назовите предметы:
кастрюля, тарелка, табурет, стакан; (слайд 1)
кошка, тигр, коза, корова (слайд 2)
Какой предмет не подходит к остальным, почему?
Какой звук в слове «табурет» мы слышим два раза?
Какой первый звук в слове «тигр»?
Какая тема занятия? (будем различать звуки тть, чтобы правильно писать и читать)
Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)
Что такое буква? (то, что мы видим и пишем)
Что вы знаете о согласных звуках? (когда мы их произносим, у нас во рту возникает преграда)
2)Достаньте зеркала. Произнесите перед зеркалом звук Т. Есть ли во рту преграда? (слайд) Значит,
какой это звук? В песенке какого медведя звучит этот звук? Значит, он какой? Приложите руку к
горлышку. Работает голос? Значит, звук какой? Расскажите всё, что вы узнали о звуке Т.
(аналогичная работа со звуком Ть)
Чем похожи звуки? Чем отличаются?
Каким цветом будем обозначать на схеме звуки Т, Ть?
2) Игра с сигнальными карточками.
та, тя, то, тё, ту, ты, ти, тю, ат, от, ать, ить
3) Игра в мяч «Запомни, повтори»
татята,
те тэ те,
тотёто,
тытиты,
тутюту,
тититы,
тутутю,
тётото,
тятатя,
тэтетэ.
4) Звуки Т и Ть обозначаются буквой т. Вспомните, из каких элементов она состоит.
наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху, наклонная линия с закруглениями вверху
и внизу. Напишите букву в воздухе, пальцем на парте, на манной крупе, выложите из фасоли.
5) На доске слоговая таблица
та
уть
то
ты
ти
ат
тю
оть
ить
от
ту
тя
ут
тэ
ать
тё
Что написано в таблице? (слоги) Прочитайте их. Найдите слог ту, остановитесь на нём глазками.
Поднимитесь на 2 слога вверх, один слог вправо. ут
1 слог вниз, 2 слога влево ат
1 слог вниз, 2 слога вправо ать
1 слог вверх, 1 слог влево, 2 слога вниз тя
2 слога влево, 2 слога вверх, 1 слог вправо ат
Слоги с какой согласной буквой вы читали? Найдите и запишите все слоги с мягкой согласной.
Проверьте себя, должно получиться 8 слогов. Подчеркните букву, которая смягчает согласный звук.
Найдите и запишите все слоги с твёрдой согласной. Должно получиться 8 слогов.
6) Что было написано в таблице? (слоги) Что можно составить из слогов? (слова) Я раздам карточки со
слогами.
1.Внимательно прочитать.
2. Найти каждому слогу своё место, так, чтобы получились понятные слова.
га
ра
шка
пла
трам
зе
бо
тул
не
вай
та
та
ка
та
па
те
ап
тя
у
кар
ти
тюль па
ти
у
ка
та
на
ны
на
Каждый из вас продиктует всем одно своё слово. Диктовать нужно так, как написано. Записываем с
проговариванием. Найдите в слове букву нашего занятия. Какой звук она обозначает, твёрдый или
мягкий? Если мягкий, подчеркните зелёной ручкой, если твёрдый – синей.
7)Распределение картинок в синий и зелёный домики:
халат, куртка, туфли,
платье, костюм, кровать.
Игра «Назови ласково».
Игра «3 лишний».
Игра «Что изменилось» проводят дети.
Образование относительных прилагательных: шерстяной, меховой, кожаный, шёлковый.
Составление предложений с этими словами.
8) Работа с деформированной фразой. Письмо по памяти.
На доске карточки со словами.
Не читая, скажите, что написано на карточках (слова). Что можно составить из слов (предложение). Что
для этого нужно сделать? (найти каждому слово своё место, подружить слова)
(работа в парах у доски)
Обсуждение орфограмм.
Запись по памяти с громким проговариванием.
Проверка по образцу.
Цели урока:
1. Коррекционно-образовательные:
- повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления);
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематического восприятия;
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
- формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: проектор, экран, заставка поезда, музыка, синий камень и зелёная губка, круги синего цвета, колпаки синего и красного цвета, буквы на шнурках, контур буквы В, картинки животных, домики для букв, картинка собаки Волчка, конверт.
Ход занятия
1. Организационный этап:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню буквиков! А вот на чём мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Железный уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт. (Поезд)
Игра “Поезд”. Дети строятся в колонну, кладут руки на плечи друг друга и имитируют движения поезда. Перемещаются по группе и подходят к панно “Деревня буквиков”. (Рисунок 1)
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала:
1) Упражнение “Подними кружок” (Развитие фонематического восприятия.)
Л-д – Посмотрите ребята, кто это нас встречает? (собака) (Рисунок 2)
Л-д – Собаку зовут Волчёк. А каких ещё домашних животных вы знаете? (свинья, кошка, коза, лошадь, корова ) (Рисунок 3 )
Л-д – Скажите, с какого звука начинается кличка собаки Волчёк? (со звука [в])
Л-д – Как вы думаете, это гласный или согласный звук? (это согласный звук, его нельзя петь )
Л-д – Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Что нам мешает? (нам мешают зубки и губки )
Л-д – Каким цветом мы будем обозначать звук [в]? (синим )
Л-д – Произнесите этот звук ещё раз и дайте ему характеристику. (это согласный звонкий твердый звук синего цвета)
Л-д – Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [в] от других звуков. (Раздает детям синие кружочки.) Я буду говорить, а вы будете поднимать кружок, если услышите звук [в]:
в, у, в, и, с, в, а, о, в
валенки, книга, ворона, стол, окно, варежка, снежинка
Л-д – Отлично. Вы были очень внимательными.
4) Игра “Живые звуки” (Развитие навыков звукового анализа и синтеза.)
Л-д – Давайте поиграем в игру “Живые звуки”. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Если я сначала произнесу звук [в], потом звук – [а]. Что получится? (ВА)
Л-д – Верно.
К доске выходят 2 детей и изображают звук В и А, л-д одевает им колпаки.
Л-д – Как вам надо встать, чтобы получился слог ВА?
Л-д – Правильно. Назовите первый звук в слоге ВА? (В)
Л-д – В каком домике живёт звук [в], в каком звук [а] и почему? (звука [в] живёт в синем домике, потому что он согласный, звука [а] – в красном, гласный)
Л-д – Молодцы!
Аналогично проводится работа по синтезу слогов: ву, во, ви.
5) Упражнение “Камень-губка” (Развитие фонематических представлений – дифференциация звуков[в] и [в"].)
Л-д – Ребята, мы знаем, что все звуки живут в буквах. У звука [в] тоже есть свой домик, давайте на него посмотрим, постараемся запомним как он выглядит.
Л-д открывает конверт.
Л-д – Конверт-то пустой, ребята, наша буква пропала. Наверное, это злой разбойник Буквоед украл нашу букву.
Появляется Буквоед.
Б-д – Что? Потеряли свою букву? (да )
Б-д – Просто так я вам её не отдам. У меня в кармане есть два предмета.
Буквоед достаёт из кармана камень и губку.
Б-д – Скажите, что это? (камень и губка)
Б-д – Я вот ни как не могу понять, почему камень синий, а губка зелёная? (потому, что звук [в] бывает твёрдым и мягким )
Б-д – Если я покажу вам камень вы будете произносить твёрдый звук [в], а если губку – мягкий звук [в"].
Дети выполняют задание.
6) Игра “Магазин” (Рисунок 4) (Совершенствование навыков слогового анализа.)
Б-д – Ха-ха-ха! Неужели вы думаете, что я так просто отдам вам букву. Сначала выполните ещё одно моё задание. Видите магазин “Сюрприз”? (да )
Б-д – Никто никогда не знает, что за товар там бывает. Сегодня в магазине продаются домашние животные. Но так просто их приобрести нельзя, только за волшебные монеты. Животное сможет купить лишь тот, кто разделит его название на слоги, и даст мне правильную монетку.
Б-д раздаёт монеты, дети выполняют задание.(Рисунок 5 )
Л-д – Ну что Буквоед, теперь ты отдашь нам букву?
Б-д – Ну вот ещё. Придумайте с этими словами предложения, тогда может быть, и отдам вам букву.
Л-д – Что ж ребята, придется выполнить нам требования этого разбойника.
Дети придумывают предложения.
6) Упражнение “Сплав по реке букв” (Совершенствование навыка чтения.) (Рисунок 6)
Б-д – Да ребята, вы хорошо выполнили моё задание. Так и быть, дам вам отпечаток буквы.
Б-д достаёт контурное изображение буквы В.
Б-д – А чтобы получить саму букву вам надо добраться до Зеркальной пристани. Для этого надо по реке, на лодочке спуститься и прочитать слоги, которые у вас получаться.
Л-д передвигает лодочку, дети выполняют задание.
Б-д – Молодцы ребята, придётся отдать вам букву.
Б-д достаёт из кармашка Зеркальной станции букву и отдаёт её детям. (Рисунок 7)
3. Динамическая пауза: Упражнение “Зеркало” (Развитие общей моторики и зрительного внимания.)
Б-д – Раз уж мы оказались на зеркальной станции давайте представим, что вы превратились в зеркала. Я буду показывать движения, а вы должны их повторять как будто вы моё зеркало.
Б-д показывает движения, дети повторяют.
4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале:
7) Упражнение “Новосёл” (развитие мелкой моторики, навыков печатанья).
Л-д – Ребята из вас получились отличные зеркала. Наконец-то мы угодили Буквоеду и он отдал нам букву В, теперь мы можем с ним попрощаться. Скажите Б-у до свидания.
Дети прощаются с Б-ом.
Л-д – Скажите ребята, в какой домик мы заселим букву В и почему? (синий )
Л-д – У вас на столе лежат домики для букв. Возьмите пожалуйста цветные карандаши и раскрасьте отмеченный домик. Скажите, каким цветом должна быть шляпка у грибочка? (синим )
Л-д – А каким цветом мы раскрасим шторки у окошка? (одна шторка будет синим цветом, а другая зелёным ).
Л-д – Хорошо, возьмите простые карандаши, сейчас мы будем заселять нашего новосёла. Посмотрите, как я печатаю букву В на доске. Сначала пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от неё – два полукруга, сначала верхний, потом нижний.
Дети выполняют задание.
5. Итог, оценка деятельности детей
Л-д – Скажите ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (да )
Л-д – Давайте вспомним, какие задания Буквоеде вы выполнили? (ответы детей)
Л-д – Какую букву похитил Буквоед? (букву В )
Л-д – Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Я приглашаю вас в поезд, и мы отправляемся.
Игра “Поезд”.
Использованная литература:
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: “Гном-Пресс”, 2000. – 64 с.
- Колесникова Е.В. От звука к букве. Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звуко-буквенному анализу детей 5-7 лет. – М.: Издательство Гнои и Д, 2001. – 64 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, – 2001. – 136 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 704 с.
Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Детский сад»
для старшей логогруппы
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя.
Коррекционно-развивающие:
отрабатывать падежные окончания имен существительных единственного числа;
закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме;
расширять и активизировать словарь глаголов.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать интерес детей к слову и умение работать индивидуально.
Оборудование: игрушка - Ёжик, фотографии помещений детского сада, предметные картинки с изображением торта, кекса, чая, сока, книги, мячика, пирамидки.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед (держит в руках игрушку - ёжика - и от его имени здоровается с детьми): Здравствуйте, ребята! Я веселый ёжик. В лесном царстве я решил открыть детский сад, но не знаю, как это сделать. Вы расскажете мне о своем детском саде? (Да!)
Объявление темы.
Логопед: Ну что же, ребята, сегодня мы постараемся рассказать Ёжику о том, что такое детски сад и чем мы здесь занимаемся. А теперь слушайте внимательно!
Вводная беседа.
Детский сад
Первый детский сад был открыт в Шотландии. А в России детские сады появились больше ста лет назад. С детьми здесь работают педагоги со специальным образованием. Занятия в детских садах чередуются с играми, труд с отдыхом.
На занятиях дети знакомятся с окружающим миром, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, началам грамоты и математики. У малышей развивают речь и мышление, их учат слушать и понимать объяснения воспитателя, доводить работу до конца. Ребят приучают наблюдать за явлениями природы, воспитывают любовь к ней и уважение к труду людей. Детский сад готовит детей к школе.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: А теперь с вашей помощью я проведу для Ёжика экскурсию по детскому саду.
Игра «Где это происходит?». Можно провести игру, используя фотографии помещений детского сада.
Раздеваются (где?) - ... (В раздевалке.)
Моют руки, умываются - ... (В умывальной комнате.)
Учатся правильно говорить - ... (В логопедическом кабинете.)
Играют, занимаются, рисуют - ... (В групповой комнате.)
Танцуют, поют - ... (В музыкальном зале.)
Спят - ... (В спальне.)
Бегают, прыгают - ... (В спортивном зале.)
Режут, варят - ... (В кухне.)
Осматривают, слушают, лечат - ... (В медицинском кабинете.)
Образование существительных единственного и множественного числа Комната - комнаты - много комнат, спальня - спальни - много спален, коридор - коридоры - много коридоров, раздевалка - раздевалки - много раздевалок, кабинет - кабинеты - много кабинетов, зал - залы - много залов, площадка - площадки - много площадок, веранда - веранды - много веранд, бассейн - бассейны - много бассейнов, игра - игры - много игр, кухня - кухни - много кухонь, игрушка - игрушки - много игрушек.
Логопед: Ребята! Ёж наш гость. Давайте угостим его и подарим подарки.
Игра «Подарки и угощение для Ежа». У каждого ребенка на столе лежат предметные картинки с изображением куклы, пирожного, яблок, чая, сока, книги, мячика, грибов и т.д. Дети берут их и поочередно составляют предложения со словами угощу и подарю (в зависимости от картинки).
Это мой сок. Я угощу Ёжика соком.
Это моя книга. Я подарю Ёжику книгу и т.д.
Логопед: А теперь я приглашаю вас и Ёжика на веселую физкульминутку.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики.
(пальцы вперед)
Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы.
(кулачок на кулачок)
Запрыгали, запрыгали: зайчики, зайчики.
(прыжки на месте)
Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажем: «Здравствуйте!»
Логопед: Ребята! Ёжик хочет мне что-то сказать. (Логопед наклоняется к игрушке и прислушивается.) Ему очень стыдно, но он забыл, чем вы занимаетесь в детском саду. Давайте поможем Ежику вспомнить: я буду показывать вам картины, а вы расскажете, чем и где вы занимаетесь.
Игра «Подбери действие». Логопед называет
помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду.
В медицинском кабинете (что делают?) - ... (Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают.)
В музыкальном зале (что делают?) - ... (Танцуют, поют, проводят праздники.)
В физкультурном зале (что делают?) - ... (Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.)
В логопедическом кабинете (что делают?) - ... (Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорить.)
В кухне (что делают?) - ... (Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.)
В раздевалке - ...
В групповой комнате - ...
В умывальной комнате - ...
В спальне - ...
Итог занятия.
Логопед: О чем мы рассказывали на занятии веселому Гному? А зачем он к нам приходил?
Чем занимаются дети в детском саду?