Для раскрытия темы я использовал. Методы изложения (раскрытия) темы
В публичном выступлении выделяются следующие типы речи:
1. Информирующая речь. Перед оратором возникает серьезная психологическая и методическая проблема: как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к ее решению. И первый из них - сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых для нее сведений. Такой материал, естественно, удовлетворяет познавательные потребности слушателей. Но, как известно, оратор часто не может сообщить собравшимся что-то абсолютно новое. Значит, нужно искать другие средства повышения информативности сообщения. Одним из таких источников информативности - и это второй подход к решению задачи - является изложение уже известного аудитории под новым углом зрения. В таком случае присутствующие невольно задают себе вопрос, могли бы они подойти к проблеме именно с таких позиций? Может быть, и смогли бы, если бы специально над этим думали, но они ранее не рассматривали данный вопрос таким образом. Значит, то, что сказал лектор, является для слушателей информативным. Отсюда следует, что всякое освещение уже известного материала под новым углом зрения, получение неожиданного вывода является одним из средств повышения информативности сообщения. Третьим его условием служит выявление оратором своего отношения к рассматриваемому вопросу. В каждом сообщении он должен быть личностью, которая имеет и высказывает свое мнение по той или иной проблеме. "Конечно не в каждом выступлении откроешь истину. Это всегда трудно и дается не каждому. Но всегда можно и следует высказывать свое отношение к предмету. Слушатель думает так, но ему интересно, а как думает оратор. Ему важно сопоставить свое мнение с мнением лектора". проф.Г.З. Апресян «Русский язык и культура речи»/ УМК2004г.
2. Эпидейктическая речь - это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора - воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи - хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности. К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.
Эпидейктическая речь - это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.
За что хвалят?
1) За добродетель.
Величайшие из добродетелей:
мужество;
благоразумие;
справедливость;
рассудительность;
мудрость;
великодушие;
бескорыстие;
щедрость;
кротость и др. Аристотель. Риторика, кн. 1 Все противоположные качества - основа для порицания (хулы).
2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное.
Как хвалят?
1. Учитывается "фактор адресата". Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории.
2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению.
3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра.
4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят. Примером эпидейктической речи является "Слово о погибели Русской земли" (1237 г.): "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! ….
И в те дни - от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, - обрушилась беда на христиан". Красноречие Древней Руси, с. 13-14
Прямо противоположны правила хулы (порицание).
3. Аргументирующая речь (от слова аргумент - довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).
Общая цель аргументирующей речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего - "ответ на спорный вопрос", "способ решения проблемы". При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (типы аргументов см. далее).
Уже во вступлении надо:
а) заинтересовать слушателей вопросом;
б) расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.
1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.
2. Нужно показать, что оратор не намерен "давить" на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать такие слова: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что….? и т.д.
4. Судебная речь - она является разновидностью аргументирующей речи. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) - воздействие и способствует установлению истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Важная цель судебной речи - убеждение. Судебный оратор убеждает, доказывая правоту своей позиции, анализируя аргументы процессуального противника, раскрывая их несостоятельность. В судебной речи не только сообщаются факты, но и высказывается отношение к ним. Речи прокурора и адвоката готовят слушателей к правильному восприятию приговора. Судебная речь пропагандирует нормы права, выполняя тем самым воспитательную функцию.
Судебная речь строится по общим правилам публичной речи. Однако отметим некоторые ее особенности. Она ограничена сферой употребления: это узкопрофессиональная речь, которая отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь, поскольку ее тематика ограничивается материалами рассматриваемого дела. И речь адвоката, и речь прокурора - это полемическая, убеждающая речь. В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. Ее отличие от других видов аргументирующей речи - наличие четырех адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый.
К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул и терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например: "Уважаемые судьи (или: "Господа присяжные заседатели"), разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам.". [Н.Н. Ивакина. Культура судебной речи, с.34-37]
Диплом представляется письменным научным исследованием темы, выбранной в рамках специальности студента. Правильно раскрывая тему, автор должен демонстрировать степень изученности предложенных на стадии обучения знаний и наработанных во время практики умений.
– задания последнего курса обучения. Традиционно она является продолжением работ (курсовые, доклады, рефераты), выполненных студентом на протяжении всего учебного периода. Если на протяжении всего учебного периода стремиться к раскрытию и изучению разных сторон одной проблематики, тогда вопросов с выбором темы возникнуть не должно.
Если выбор остается под вопросом, значит помочь в этом должны предложенные кафедрой ориентировочные темы. В данном случае большую помощь в правильном выборе должны оказать знания тематики, а также советы преподавателей.
Нюансы раскрытия темы диплома
Простоту процесса должны обуславливать некоторые принципы:
- Выбирать тему по принципу «золотой середины»: избегать редких и избитых.
- Тема раскрывается не материалами учебников, но статей, монографий и новых тематических диссертационных авторефератов.
- В ведении стоит исключать лирику и сосредотачиваться на теме исследования.
- Тема должна быть актуальной, для этого процесс ее раскрытия должен отвечать на несколько вопросов:
- Чем обусловлена на современном этапе?
- Какие причины препятствовали адекватному раскрытию темы ранее?
- Обусловлен ли процесс обращения к теме динамическим развитием науки, степенью накопления новой тематической информации, неудовлетворительностью разработок имеющихся исследований?
- Каковы основания необходимости раскрытия темы в новых условиях, на базе инновационных методов?
- Малоизученность темы – усилия автора направлены на использование теоретико-практических методов в собственных исследования для ответов на вопросы и поиска путей решения озвученных задач;
- Практическое внедрение результата собственного эксперимента – на основе известного создается нечто инновационное.
Не стоит кидаться из крайности в крайность и, уходя от неполноценности раскрытия темы, погружаться в полномасштабное раскрытие темы посредством рассмотрения ее со всех возможных сторон. Чтобы для раскрытия темы хватило времени, объем работы соответствовал заявленным для дипломов требованиям и отсутствовали
Исследовательская работа
По литературе
«Приемы и средства раскрытия темы и идеи произведения Некрасова Н.А. «Железная дорога».
Выполнила работу:
Обучающаяся 6 класса
МОУ «СОШ № 3» г. Ржева
Михайлова Анастасия.
Руководитель работы :
Учитель литературы МОУ
«СОШ № 3» Зилова М.Ю.
2012-2013 учебный год
Содержание
Введение:
б). Цели и задачи исследовательской работы.
Основная часть:
Историческая основа поэмы «Железная дорога».
Композиционные приёмы раскрытия темы и идеи:
значение расположения глав ;
антитеза как один из любимых поэтом композиционных приёмов.
а). Теория вопроса:
История эпитета. Разные подходы к понятию «эпитет»,
«Словарь эпитетов русского литературного языка».
Три типа эпитетов: общеязыковые, народно-поэтические, индивидуально авторские.
4)Ритмические средства раскрытия темы и идеи: размер стиха, ритм, интонация.
Заключение:
Могучие оружие – слово.
Цели Выполняя исследовательскую работу, я поставила перед собой цели:
Как можно больше узнать об эпитете, метафоре, сравнении и олицетворении.
Оценить возможности эпитета, метафоры, сравнения и олицетворения и определить их роль в поэме «Железная дорога».
Задачи.
Исходя из целей, я поставила следующие задачи:
Изучить эпитет, метафору, олицетворение и сравнение.
Исследовать «Словарь эпитетов» и другую справочную литературу.
Проанализировать произведение Некрасова Н. А. «Железная дорога» с целью обнаружения в нем эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений и выявления их роли в раскрытии темы произведения.
Приемы и средства раскрытия темы и идеи произведения
Некрасова Н.А. «Железная дорога».
В 6 классе на уроках литературы я познакомилась с произведением Н.А. Некрасова «Железная дорога». О Некрасове говорили, что если бы он написал только одну «Железную дорогу», то и тогда его имя занимало бы одно из первых мест в русской поэзии.
В поэме рассказывается о строительстве так называемой николаевской железной дороги. Поэт Некрасов показывает, в каких условиях строилась первая в России железная дорога между Петербургом и Москвой протяжённостью в 600 км. Дорога строилась с 1947 по 1851 год. В течение этих 4-х лет на строительство сгоняли с разных концов России тысячи крепостных крестьян, которые вручную, только с помощью лопаты и тачки срывали холмы , засыпали болота, копали, стоя по колено в воде, при всякой погоде. Многие из них шли сюда из-за куска хлеба, а находили здесь себе могилу. Тем более, что руководивший постройкой тогдашний министр путей сообщения граф Клейнмихель не щадил человеческих жизней, чтобы поскорее достроить дорогу и угодить царю. Царское правительство обычно поручало строительство дорог купцам-подрядчикам. Подрядчики старались из отпущенной на строительство суммы урвать побольше себе. Они прибегали ко всяким ухищрениям, чтобы уменьшить и без того жалкую получку рабочих. Подрядчикам подчинялись десятники. Они записывали в книжку о каждой отлучке рабочего. За любой прогул, если даже рабочий был болен его штрафовали. Труд рабочих оплачивали по окончании работ на основании книжки пройдохи-десятника. У самого рабочего не было никакой возможности доказать, сколько полных дней он проработал: неграмотный мужик не мог это запомнить и доказать. Тяжёлая работа, простуда, недоедание вызывали цингу, колтун и другие серьёзные заболевания. Нечеловеческими усилиями голодной и выносливой массы народа была построена первая в России железная дорога. Но господствовавшие в тогдашней России дворяне и буржуазия называли строителем графа Клейнмихеля и царя Николая Палкина, а саму дорогу николаевской. Участие царя выразилось в том, что он своим самодурством намеренно поставил строителей железной дороги в самые тяжёлые условия. Когда инженеры задумались над составлением проекта, стараясь обогнуть болота и холмы, император Николай, прозванный за свою жестокость Палкиным, взял линейку, провёл прямую линию между Москвой и Петербургом и приказал строить по этой линии, несмотря ни на какие препятствия и жертвы.
В поэме Некрасов гневно разоблачает эксплуататоров и рассказывает Ване правду о народе-строителе. Народ не только строитель дороги, он создатель всех материальных и духовных ценностей на земле.
Тема поэмы
– строительство железной дороги русским трудовым народом и страдания, при этом народом испытываемые.
Основной вопрос, волнующий поэта
, - судьба русского народа, его будущее, судьба родины. Поэт Некрасов верит, что бесправный и голодный народ-созидатель сумеет проложить себе дорогу к светлому будущему, к свободе. Образ дороги дан в таком художественном обобщении, которое подсказывает читателю второй план произведения. В представлении читателя наряду с железной дорогой возникает образ другой дороги – не в пространстве, а во времени , - дороги к светлому будущему, которая требует ещё больше усилий, по бокам которой тоже «косточки русские», но которую, несмотря ни на какие препятствия, проложит русский народ.
Некрасов посвящает своё произведение русским детям
. Значит, не только Ване, а всем русским детям поэт рассказывает правду о народе. Рассказчик вмешивается в разговор отца-генерала с сыном, чтобы не оставить умного, пытливого мальчика в тяжком заблуждении, чтобы он мог и другим детям рассказать правду, которой они не услышат от подобных отцов.
К каким же приёмам и средствам
прибегает автор, чтобы страшная правда жизни и труда русского народа предстала в понятной и интересной для детей форме?
Поэт стремится к доступной детскому восприятию картинности изображения.
В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль изобразительно - выразительных средств в произведении «Железная дорога»
В произведении Некрасова Н.А. «Железная дорога» много метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений, метонимий, перифраз, анафор, инверсий и других приёмов и средств.. Благодаря им, не только читать произведение интереснее, но и легче разобраться в его теме, идее. Если слово удивляет нас, значит, писатель хотел, чтобы мы его заметили.
Так какие же приёмы и средства помогают поэту Некрасову реализовать поставленные им цели и задачи? Какова их роль в произведении» Железная дорога»?
Ответ на этот вопрос я искала в словарях и справочниках , анализировала поэтический текст.
Автор располагает материал поэмы таким образом, в такой последовательности, чтобы, с одной стороны, развёртывался правдиво мотивированный конкретный ход событий, а с другой – этот ход событий правильно подсказывал бы ведущую идею поэмы.
Описание «славной осени» - это экспозиция произведения
. Некрасов в 1 части показывает красоту осени. Я занимаюсь музыкой (играю на фортепиано) и рисованием, поэтому мне интересно, как Н. А. Некрасов описывает природу, словно рисует её. 1 часть, рисующая картину поздней осени, представляет собою гимн русской природе. Восклицание автора: «Нет безобразья в природе!»- сделано не ради самой природы, а является косвенным указанием на то, что речь о настоящих «безобразиях» будет впереди. Поэтическое описание поздней осени помогает осознать противоестественность, ненормальность тех социальных несправедливостей, которые вступали в решительное противоречие с кроткой и щедрой природой. Так используется один из самых любимых композиционных приёмов поэта, приём антитезы.
Антитеза
- противопоставление, основанное на параллелизме. Это стилистическая фигура контраста суждений, понятий, образов.
Вопрос Вани, ответ генерала и вмешательство автора в их разговор – завязка действия.
Рассказ автора о строителях дороги, возражения генерала – развитие действия . В поэму введён образ труженика-белоруса, это обобщённый образ выносливого строителя дороги, созидателя ценностей и в то же время раба. Он упорно работает, имея «привычку к труду благородную», но обречён на тупой и тяжёлый однообразный труд, не освещённый высокой целью. При этом он получает за свой колоссальный труд столь мало, что едва остаётся в живых. Образ белоруса раскрывает противоречие между трудом и присвоением результатов его в самодержавной России. Обнажение противоречий усиливается противопоставлением белорусу образа подрядчика. Контрастность портретов дана уже во внешности: измождённый голодом, трудом и болезнями, худой, с обескровленными губами белорус , строитель железной дороги, и плотный, упитанный, разбогатевший чужом труде, красный, как медь, кровосос-подрядчик. Обязанный народу своим довольством и богатством купчина требует со стороны тружеников особой к себе почтительности. Сам же играет роль благодетеля ограбленного им же народа («и недоимку дарю»). Антитеза при создании портрета подрядчика и народа, белоруса в частности, делает особенно очевидным противоречия между видимостью и сущностью «отрадной картины». Антитеза употребляется автором и при сопоставлении таких персонажей, как генерал и его попутчик, выразитель взглядов автора, с их противоположными точками зрения на народ. Один (генерал) называет народ разрушителем, а другой (его попутчик) – созидателем.
Вскрытие противоречий между видимостью и сущностью «отрадной картины» - кульминация сюжета.
Сюжетная развязка
– Ваню глубоко взволновал рассказ поэта. В тексте подсказывается и развязка второго плана произведения
– строитель-народ сам проложит себе дорогу к свободе, а Ваня, может быть, станет народным заступником.
Заканчивается поэма не оптимистическими словами уверенности, а безотрадной картиной. Видимо, автор произведения таким способом хочет увеличить действенную силу поэмы.
Анализ языка поэмы.
Анализ приёмов и средств, использованных
в поэме Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Произведение построено преимущественно в форме диалогов, насыщено разговорной лексикой и фразеологией.
Речь рассказчика проста лексически, поэтому доступна детям, любому читателю (ядрёный, студёный, робеть, родимую, теперича, лишку и другие).
Речь генерала же изобилует книжными словами и оборотами. Генерал, вступая в спор с попутчиком, совсем не заботится о том, чтобы его речь была понятна Ване ()
Безграмотна речь купчины («Ладно… ништо…молодца, молодца!.. проздравляю!»)
Из разговора Вани можно понять , что он очень впечатлительный мальчик, пытливый, правдолюбивый. Он внимательный слушатель.
Лексика разговорного стиля - слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Изучение литературы и изучение языка связаны между собой теснейшим образом. Знакомство с классическими произведениями прозы и поэзии является знакомством с лучшими образцами литературного языка, обработанного мастерами слова.
Описанием осени начинается произведение «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Некрасов в 1 части показывает красоту осени. Я занимаюсь музыкой (играю на фортепиано) и рисованием, поэтому мне интересно, как Н. А. Некрасов описывает природу, словно рисует её.
1 часть, рисующая картину поздней осени, представляет собою гимн русской природе.
Для создания ярких образов героев, картин, поэт использует большое количество эпитетов.
Эпитет (от греч. epitheton- приложение) - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»
Я удивилась, узнав, что существует Словарь эпитетов русского литературного языка». Познакомилась с его статьями.
Словарь сохраняет преемственность в названии и внутренней структуре со «Словарем эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича и Е. П. Хабло (Л., 1979), в то же время существенно переработан и дополнен.
Словарь состоит из Предисловия, в котором сообщаются общие сведения о словаре, построении словарной статьи, даются стилистические и грамматические пометы (нар.- поэт., устар., истор. и др.).
Словарная статья «Словаря эпитетов» открывается заголовочным словом - существительным в именительном падеже единственного числа. Если заголовочное слово употребляется только или как правило во множественном числе (это в особенности относится к парным существительным), то в этой форме оно и приводится в словарной статье. Например: Брови. Губы. Плечи.
Отбор заголовочных слов осуществляется на основе учёта двух основных принципов:
Употребляемость слова;
Обилие и разнообразие эпитетов для данного слова;
В словарь введено около 200 новых опорных слов-существительных и несколько тысяч ранее не зарегистрированных эпитетов. Основными источниками Словаря эпитетов явились художественные и общественно-публицистические произведения русской литературы - от Пушкина до наших дней. Из «Словаря эпитетов» я узнала, что выделяется несколько видов эпитетов:
Общеязыковые
Народно – поэтические
Индивидуально – авторские, окказиональные.
Образец словарной статьи.
Эпитет
. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный , вычурный, громкий, ёмкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий , позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный. Своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стертый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий.
Сокрушительный, щегольской.
Античный, индивидуально-авторский, классический, окказиональный, постоянный, поэтический , пояснительный, реалистический, романтический, синкретический, тавтологический, усилительный, уточнительный и т.п.
Кроме того, для работы я обращалась к другим словарям и справочникам. Использовала «Словарь современного русского языка» в семнадцати томах (М.-Л., 1960-1965), «Словарь синонимов русского языка» в двух томах, «Эпитеты литературной русской речи» А. Зеленецкого, и др.
ПРИМЕРЫ
: 1. «К жизни воззвав эти дебри бесплодные
…» , «Здоровый, ядреный
воздух», «
Губы бескровные
, веки упавшие» ,
«труды роковые», «
не ужасайся их пения дикого», «
восклицанья послышались грозные», «
труд этот, Ваня, был страшно громаден…», «усталые
силы бодрит».
Некрасов использует большое количество метафор.
Метафора (греч. metaphora-перенос) - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. Например: «Тенькает синица меж лесных кудрей» - кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи и т.п.
ПРИМЕРЫ: образ царя-голода « В мире есть царь, этот царь беспощаден, голод названье ему»; «братья, вы наши плоды пожинаете», «топот и скрежет зубов», «стыдно робеть, закрываться перчаткою», «ямою грудь», «трудно свой хлеб добывал человек»
«грудью дорогу проложит себе».
С целью художественного описания предметов, явлений, поэт использует сравнение.
Сравнение - изображение одного предмета путем сопоставления его с другим.
ПРИМЕРЫ: Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Олицетворение – наделение неживых предметов, явлений свойствами живых существ: «вьюга злилась».
ПРИМЕРЫ:
Анафора
–
единоначалие, повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
То обгоняют дорогу чугунную,
Вынес достаточно русский народ,
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Едет подрядчик по линии в праздник ,
Инверсия - необычный порядок слов.
При необычном порядке слов:
А) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
В) наречие после глагола
Например: 1.
Вынес
достаточно русский народ…
2. Едет подрядчик по линии в праздник…
3. Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
4. Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё…
Перифраз - Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Оборот, состоящий в замене названия предмета описанием его существенных признаков.
Мужики – «божие ратники»; «мирные дети труда».
Метонимия - Образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Не по плечу одному
Многие - в страшнойборьбе,
гроб обрели здесь себе».
А по бокам-то всё косточки русские
Трудно свой хлеб добывал человек
Грудью дорогу проложит себе
Немец уж рельсы кладёт
Не последнюю роль в раскрытии темы и идеи поэмы играют ритмические средства: размер, интонация, ритм.
В поэме четырёхстопный дактиль перемежается с трёхстопным, нередко с усечённой последней стопой, особенно в последнем стихе строфы: «Думаю думу свою». Это придаёт речи простоту, непринуждённость. Намеренно укороченный последний стих строфы заставляет с особенной силой звучать произносимое после длительной паузы, попадающее под рифму и под ударение слово «дарю!». Интонациями здесь подчёркивается широкий картинный жест, каким купчина «прощает» народу недоимки, а слово «бочку», поставленное намеренно в начале стиха, произносится с особым весом.
Вывод.
Использованные Некрасовым Н.А. тропы (слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении с целью создания образа
) и стилистические фигуры (особое синтаксическое построение, используемое для усиления экспрессивно-выразительной функции речи
), другие приёмы и средства играют важную роль в поэме. Они помогают правдиво, ярко, достоверно нарисовать события, описанные поэтом в поэме. Благодаря им, автор может рассчитывать на зрительное и слуховое восприятие действия.
Изображая великое народное терпение в «Железной дороге», поэт Некрасов художественно выражает веру в то, что народ начинает осознавать своё бесправие, что он является подлинным создателем всех материальных и духовных ценностей. Исследуя произведение Н.А. Некрасова «Железная дорога», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову.
«Где сказом, а где показом» - была такая поговорка на старой Руси. Невольно вспоминаешь её, когда задумываешься о работе поэта Некрасова над словом. Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова - великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее отвлечённых рассуждений.
Использованная литература.
«Краткий справочник по современному русскому языку» под редакцией Леканта П. А. (М. «Высшая школа» 1995).
«Справочник лингвистических терминов». Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. (М. «Просвещение» 1972).
«Школьный поэтический словарь». Квятковский А. П. (М. «Дрофа» 2000).
«Словарь эпитетов русского языка». Горбачевич К. С. (СПб. «Норинт» 2001)