Конспект урока русского языка: «Понятие о местоимении. Синтаксическая роль личных местоимений в предложении»
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ
Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.
Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.
2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.
3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.
4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.
Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).
Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.
Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.
Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.
Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как
Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря
Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений
Являются знаменательные слова.
А.А.Реформатский .
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока
Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.
Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.
Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.
- Вступительная беседа.
Ребята, что вы знаете о местоимении?
Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.
Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.
Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.
Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.
Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.
Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.
В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.
Например:
1.Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М.Цветаева.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.
Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.
III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.
IV. Комментарии учителя.
V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.
Классификация местоимений по значению.
Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.
Возвратное: себя.
Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?
Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.
Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.
Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.
Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).
Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.
Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.
1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.
2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.
3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).
Выполнение заданий.
VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.
Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…
Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…
Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…
Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.
Борис Пастернак «Воздушные пути».
Словарная работа.
Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .
Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.
Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.
Задания:
1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.
2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?
3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.
VII. Особенности употребления местоимений.
- К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.
Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).
- Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
- Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
- Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
- Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.
Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).
- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.
VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).
Разряды Примеры
- Личные
- себя
- Вопросительно-относительные
- этот, тот, такой.
- Притяжательные
- некто, нечто, кое-кто.
- Отрицательные
- каждый, самый, сам.
IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).
- Местоимение это: 2.Они
А) член предложения; а) личное
Б) часть речи; б) возвратное
В) словосочетание в) притяжательное
3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее
А) предмет; а) Я, ты, он
Б) количества; б) мой, твой, наш
В) лицо. в) каждый, самый, свой
5.Изменяется по родам 6. Никто-это
А) себя а) отрицательное
Б) я б) указательное
В) этот в) неопределенное
7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает
а) себя а) подлежащими
б) моего б) сказуемыми
в) твоего. в) определениями
X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).
А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?
- Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
- (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
- Больше (не) от кого ждать помощи.
- Детям (не)когда погулять.
А2. В каком предложении есть указательное местоимение?
А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.
В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.
1) А 2) Б 3) В 4) Г.
А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.
Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями
- тоже - всегда пишется слитно;
- то же - всегда пишется раздельно;
- тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
- то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.
А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
Б. Спортивный репортаж…
В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!
1) в обоих случаях - местоимением
2) в обоих случаях союзом
3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением
4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.
А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.
- зато - всегда пишется слитно
- за то всегда пишется раздельно
- зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
- за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.
Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.
Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.
Разряды местоимений.
Разряды местоимений
различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.
По лексическим признакам местоимения бывают:
- личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
- притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
- указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
- возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
- вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
- относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
- определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
- отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
- неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.
По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:
- Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
- Они указывают на предметы или лица.
- Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
- Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
- Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
- Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
- Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
- Отвечают на вопрос какой? чей?
- Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
- Связываются с существительными по типу прилагательных.
- Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
- Отвечают на вопрос числительных сколько?
- Указывают на количество предметов, но не называют его.
- Обычно склоняются по падежам.
- Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.
Синтаксическая роль местоимения.
Местоимение может выступать в предложении в роли
- Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
- Сказуемого : Это он .
- Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
- Дополнения : Мама позвала меня .
- Обстоятельства : Как это могло случиться?
Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.
Разряды местоимений: 1) Личные местоимения
лицо |
ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.) |
мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. ) |
я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне) |
мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас) |
|
ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) |
они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них) |
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).
Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).
Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:
5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.
В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .
Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения
7)Определительные местоимения8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения
10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.
Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.
В русском языке местоимения указывают на количество, явление или признак, не называя его. Для определения синтаксической роли местоимения в предложении очень важно задать ему правильный вопрос. В данной статье способы определения роли местоимения приведены в таблице с наглядными примерами.
В русском языке местоимения – это самостоятельная часть речи, включающая слова, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? и имеют грамматические признаки лица, рода, числа и падежа. То, какую роль в предложении выполняет местоимение, можно определить, поставив к нему (или от него) вопрос.
Таблица Синтаксическая роль местоимений в предложении
Синтаксическая функция | Примеры |
Подлежащее | Она
прочитала интересный рассказ
(она (что сделала?) прочитала).
Никто не позвонил вечером (никто (что сделал?) не позвонил). |
Сказуемое | Книга была моя
(книга (что делала?) была моя).
План был такой : идем и делаем (план (что делал?) был такой). |
Определение | Наша
дача находится у реки
(дача (какая? чья?) наша).
Каждый день гости гуляли (день (какой?) каждый). |
Дополнение | Приглашаем вас
на вечер поэзии
(приглашаем (кого?) вас).
Расскажи о себе (расскажи (о ком?) о себе). |
Обстоятельство | Под ним
стоял ящик
(стоял (где?) под ним).
Все решилось само собой (решилось (как?) само собой). |
Оценка статьи
Средняя оценка: 3.4 . Всего получено оценок: 91.
Основная
Местоимение как часть речи (семантические, морфологические, синтаксические признаки)
Лекция 8.
Порядковые числительные
Порядковые числительные обозначают порядок следования предметов при счете: четвертый этаж, первый класс, тысяча девятьсот семнадцатый год. Они образуются от соответствующих количественных числительных, за исключением первый, второй : три – третий, пять – пятый и т.п.
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и согласуются с существительными: первый день, первая неделя, первые заморозки. Система их склонения общая с системой склонения прилагательных твердого варианта основного типа (ср. красный ). Синтаксическая функция определения, формы словоизменения сближают порядковые числительные с относительными прилагательными.
При склонении в составных порядковых числительных изменяется только последняя часть, остальные остаются без изменений: девятьсот пятьдесят седьм-ой, девятьсот пятьдесят седьм-ому и т.д.
МЕСТОИМЕНИЕ
Литература
Современный русский язык. Ч.1,2. Под ред. Д.Э. Розенталя. М., «Высшая школа», 1979.
Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В трех частях. Под ред. Е.И. Дибровой. М., «Просвещение» * «Владос», 1995.
Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М., «Дрофа», 2000
Рахманова Л.И. ,Суздальцева В.Н. Современный русский язык. - М., 2003.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., 1995.
Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.
К именным частям речи примыкают местоимения. В.В. Виноградов включил местоимения в блок именных частей речи, т.к. эти слова обслуживают (заменяют) именные части речи. Местоимения указывают на лица, предметы, признаки и количество предметов. Виноградов считает, что местоимение – разрушающаяся часть речи.
Как и числительные, местоимения – это пестрый класс слов. Местоимения выделяются в отдельную часть речи на основании 3-х признаков.
1. Семантический. Местоимения лишены лексического значения. Свое значение они приобретают только в контексте. Главная особенность местоимений – их указательная функция, которая основана на их сигнальном значении. Кроме указательной функции (она заключается в том, что местоимения содержат обобщенное указание на предметы, признаки и количество, но не называют их), местоимения выполняют и заместительную функцию (в составе текста они выступают как заместители имен существительных, прилагательных, числительных). В составе сложного предложения или сложного целого местоимения связывают их компоненты благодаря своей заместительной функции: он читает по ночам, а это очень вредно.
Местоимениям свойственна и выделительная функция: в самый полдень, такой холод. Местоимениям свойственно и собирательное значение: весь дом, вся семья.
2. Морфологические особенности. Местоимения не имеют единых морфологических признаков. Поэтому ученые в XIX в. и позднее представители формально-грамматического направления не выделяли местоимение как самостоятельную часть речи (А.М. Пешковский). Но именные категории все же в местоимении проявляются, что позволило большинству ученых рассматривать местоимение как самостоятельную часть речи. Эта точка зрения отражена в традиционной грамматике, вузовских и школьных учебных пособиях.
Морфологические признаки: а) имеют категорию падежа (склоняются); б) категория рода проявляется у местоимений непоследовательно (часть местоимений лишена категории рода – я, кто, что, себя; в) категория числа также свойственна лишь части местоимений. Кроме того, при изменении числа может меняться лексическое значений: я – мы, ты – вы.
3. Синтаксические особенности. Так как местоимения замещают разные именные части речи, то они могут быть разными членами предложения. В сложноподчиненных предложениях относительные местоимения являются союзными словами , которые соединяют главную и придаточную части (кто, что, который, чей ).
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количество, но не называет их. Имеет некоторые морфологические и синтаксические особенности (традиционное определение).
Местоимение-существительное – это часть речи, указывающая на предметы и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно) (Грамматика-80).
В грамматической традиции существует две классификации местоимений: 1) разряды по значению; 2) разряды по соотношению с другими частями речи.
Разряды местоимений по значению
Традиционно выделяется 9 (8) групп.
1) Личные местоимения указывают на лица (я, ты, мы, вы ) или на лица и предметы (он, она, оно, они ). Личные местоимения имеют общие морфологические и синтаксические особенности: а) при изменении по падежам они образуют супплетивные формы: я – меня, ты – тебя, он – его; б) категория рода проявляется только у лично-предметных местоимений – он, она, оно, они. Это самостоятельные лексемы.
Формы множественного числа местоимений могут употребляться в разными значениях. В таком случае формы единственного и множественного числа представляют собой самостоятельные лексемы. «Я» – указывает на говорящего, «мы» – это «я» и другие. Форма 2-го лица множественного числа может употребляться в значении единственного числа: я встретил Вас. Эта же форма может употребляться в обобщенном значении: вы выходите на крыльцо и вдыхаете запах сирени.
2) Возвратное местоимение себя. Грамматическая особенность его заключается в том, что у него нет начальной формы. Оно указывает на субъект действия, который одновременно является и объектом действия: я не узнаю себя, возьми себя в руки. Возвратное местоимение изменяется по падежам, т.е. обладает категорией падежа, но имеет неполную парадигму. Оно не имеет категории числа.
3) Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу. Местоимения мой, наш, твой, ваш указывают на принадлежность 1-му или 2-му лицу, свой – на принадлежность любому лицу. Указание на принадлежность 3-му лицу могут выражать местоимения его, ее, их. Эти местоимения сформировались на основе форм родительного падежа личных местоимений. При этом произошел переход из личных в притяжательные (возникли грамматические омонимы). Притяжательные местоимения отличаются от омонимичных личных тем, что не изменяются по падежам, а функционируют лишь в одной, постоянной, застывшей форме. Они имеют только категорию рода и числа, но они реализуются только в единичных формах. Ср. вижу его, ее, их (личн.) – его, ее, их голос(а) (притяж).
Различия между личными и притяжательными местоимениями
1. Личные местоимения употребляются при глаголах, а притяжательные – при существительных.
2. Личные выполняют функцию дополнения, а притяжательные – несогласованного определения.
3. Способ синтаксической связи: личные управляются глаголом, а притяжательные вступают в связь, по мнению одних ученых, слабого управления, других – примыкания. Более логична 2-ая точка зрения, поскольку эти формы неизменяемые.
Таким образом, спорным в этом разряде является вопрос о статусе местоимений его, ее, их.
Существуют разные взгляды на эту проблему: 1) некоторые ученые называют эти местоимения личными в притяжательном значении (т.е. не признают перехода их в разряд притяжательных); 2) другие считают их омонимичными личным притяжательными местоимениями (признается их окончательный переход в притяжательные местоимения).
4,5) Вопросительно-относительные (некоторые ученые их разделяют, некоторые - нет). Эти местоимения могут выполнять 2 функции: выступать как вопросительные в простых предложениях (Который час? Кто пришел? ); выступать как относительные в сложноподчиненных предложениях, в которых они выполняют функцию союзных слов (кто, что, какой, который, чей; сколько, насколько – если считать их местоимениями).
Особенности вопросительных и относительных местоимений.
1. Морфологически они разнородны (одни близки к существительным – кто, что , другие – к прилагательным – какой, который, третьи – к числительным – сколько, насколько ).
2. Изменяются по падежам, родам и числам, но непоследовательно.
3. Вопросительно-относительные местоимения являются базой для образования других разрядов.
4. Относительное местоимение который в тексте всегда субстантивируется, т.е. в придаточной части выступает в роли подлежащего или дополнения, реже – другого члена предложения.
6) Отрицательные местоимения указывают на отсутствие кого- или чего-либо. К ним относятся слова никто, ничто, никакой, ничей, нисколько (если считать его местоимением). Эти местоимения являются производными от вопросительно-относительных и по своим грамматическим свойствам совпадают с производящими словами (см. выше). При употреблении с предлогом (они склоняются) предлог ставится между отрицательной частицей и местоимением: ни у кого.
Местоимения некого, нечего лишены начальной формы, приобрели неопределенное значение и употребляются обычно в односоставных безличных предложениях.
7) Неопределенные местоимения являются производными от вопросительно-относительных. Они образуются с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь, а также слова кое- и частицы не. Неопределенные местоимения указывают на неопределенные лица и предметы и признаки: кто-то, что-нибудь, некий. По морфологическим признакам эти местоимения не отличаются от производящих слов.
Местоимения некто и нечто не имеют парадигмы, т.е. сохранили только форму именительного падежа, а нечто – еще и винительного.
Часто неопределенные местоимения имеют формы рода, числа, падежа, обладают категорией одушевленности-неодушевленности: некий, какой-то, кое-какой и др.
Своеобразие структуры: постфикс не сливаются со словами, а образуют с местоимениями агглютинативные формы (механически присоединяются, нанизываются). Флексия оказывается внутри слова – кто-то, у кого-то. Предлог может стоять внутри местоимения: кое с кем, кое у кого.
8) Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, этакий, экий и др. (столько – если считать это слово местоимением) похожи на прилагательные. Они указывают на какой-либо предмет (тот, этот), качество (такой) и количество (столько).
Местоимения этого разряда изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные. Они часто субстантивируются в тексте, т.е. переходят в существительные, если употребляются без определяемого слова.
Местоимение это может выступать в роли указательной частицы: Пушкин – это явление необычайное.
9) Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной. Они указывают на признаки предмета и имеют следующие общие особенности: 1) близки к прилагательным по семантике и формальным признакам; 2) морфологически характеризуются тем, что изменяются по родам, числам и падежам. В предложении являются согласованным определением. В тексте легко субстантивируются (переходят в существительные) – всякий это знает.
Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи
Грамматические свойства местоимений зависят от их соотношения с другими частями речи. По грамматическим свойствам выделяется 3 группы местоимений (2 или 4). 1) Местоимения обобщенно-предметные (местоимения-существительные) – это местоимения, которые по своим грамматическим свойствам сходны с существительными и замещают их в тексте. К ним относятся: все личные местоимения, возвратное, часть вопросительно-относительных (кто, что), часть неопределенных (кто-либо, некто, нечто), часть отрицательных (никто, ничто).
Обобщенно-предметные местоимения имеют общие грамматические признаки:
Большинство не имеют категории числа (искл.- я, ты, мы, вы );
Склоняются по двум типам: 1) субстантивному (как существительные – я, ты ) и 2) по смешанному (никто, ничто ).
2) Обобщенно-качественные местоимения (местоимения-прилагательные) по лексико-грамматическим признакам близки к прилагательным – указывают на признаки предметов. В их состав входят: указательные, определительные, притяжательные, часть вопросительно-относительных, некоторые неопределенные (какой-то, чей-то), часть отрицательных (никакой, ничей). Эти местоимения имеют категории рода, числа, падежа.
Склоняются по двум типам: 1) адъективному, т.е. в парадигме обнаруживают систему флексий прилагательных (какой) и 2) смешанному (этот – этого, наш – нашего).
Местоимение каков изменяется только по родам и числам.
Обобщенно-качественные местоимения выполняют в предложении разные синтаксические функции: местоимение каков является либо сказуемым, либо определением. Часть обобщенно-качественных местоимений, особенно указательные и определительные, часто субстантивируются и выполняют роль подлежащего и дополнения: каждый это знает, это касается каждого. Относительное местоимение который всегда замещает существительное, т.е. субстантивируется и выполняет функцию подлежащего, дополнения или (реже) обстоятельства. Примеры подобрать самостоятельно.
3) Обобщенно-количественные местоимения соотносятся по лексико-грамматическим свойствам с числительными. Они указывают на неопределенное количество. К ним относятся:
Вопросительно-относительное (сколько)
Отрицательное (нисколько)
Неопределенное (несколько)
Указательное (столько).
Эти слова двояко квалифицируются в лингвистической науке.
1-ая точка зрения: их относят к числительным (В.В. Виноградов, Грамматика-52) и называют неопределенно-количественными. Они обозначают количество предметов, только неопределенное. Их объединяет с числительными не только значение, но и синтаксические свойства: в именительном и винительном падежах они управляют существительным, как и количественные числительные, требуя формы родительного падежа, а в остальных падежах согласуются с существительным. При управлении образуют с существительным синтаксически связанное словосочетание, являясь единым членом предложения: он прочитал не скол ькокн иг по истории.
2-ая точка зрения: их относят к местоимениям, поскольку они выполняют указательную функцию. Морфологические особенности: 1) они лишены категории рода, числа; 2) изменяются по падежам, относятся к смешанному типу склонения.
Мы считаем эти слова неопределенно-количественными местоимениями.
Некоторые авторы выделяют еще и 4-ую группу местоимений по соотношению с другими частями речи и называют их местоимениями-наречиями: слова типа там, туда, всегда, где и др. (Гвоздев, А.М. Пешковский, Булаховский). Очень важная черта этих слов – неизменяемость и обстоятельственная функция в предложении. Поэтому большинство авторов рассматривает их как наречия местоименного происхождения.