Инновации в информационном обслуживании пользователей библиотек. Справочно- информационное обслуживание Библиотечно информационное обслуживание
на тему «Современные формы информационного обслуживания читателей».
Думаю, настало время для развернутого ответа на вопросы:
что же такое информационное обслуживание
каким образом его можно организовать в библиотеках с разным уровнем технической оснащенности
Начнем с того, что именно информационным обслуживанием библиотеки начали заниматься сравнительно недавно. До этого они осуществляли «библиотечно-библиографическое обслуживание «, смысл которого заключался в предоставлении пользователям библиографической и фактографической информации, документов или их копий, а так же оказание других библиотечных услуг, обеспечивающих удовлетворение духовных, производственных, образовательных и других потребностей (Справочник библиотекаря. СПб., 2000. С. 135)
С развитием информационных технологий и появлением прочих компьютерных новшеств в нашей жизни, это понятие перестало отражать реальные условия практической деятельности библиотеки. Что же принципиально нового появилось в библиотечной деятельности. Попытаемся разобраться.
Как всегда, начнем с определения и основных принципов и функций.
Существует много различных определений. Из них я отобрала несколько, которые, на мой субъективный взгляд, наиболее полно отражают сущность этого понятия.
ГОСТе 7.0-99
Информационное обслуживание (Information Service) — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.
Информационное обслуживание — предоставление информации для выработки и принятия решений и/или — удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.
Информационное обслуживание — обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами.
Из представленных определений можно сделать вывод, что информационное обслуживание состоит из трех основных пунктов. Это:
1. Предоставление информационных услуг пользователям.
2. Обеспечение доступа к информации.
3. Удовлетворение информационных потребностей.
Исходя из потребностей пользователей библиотека должна формировать спектр своих услуг и предоставляемых ресурсов. Попробуем через потребности пользователей рассмотреть реализацию информационных услуг и систему доступа к информации. Потребностей пользователей великое множество, но на мой взгляд их можно объединить в три большие группы:
1. Потребность в свободном доступе к различного рода информации в различных форматах и на различных носителях .
То есть, современному читателю могут понадобиться учебники, монографии, диссертации, обзоры, характеристики, биографии, репродукции, краткие содержания классических произведений и т.д. на всевозможных языках и различного года издания. Продолжать можно бесконечно. Им может потребоваться печатный оригинал, или предпочтительна электронная копия, может им захочется посмотреть экранизацию како-го либо классического произведения, послушать аудиокнигу или пройти учебный мультимедиа курс. Библиотека не просто должна им предоставить сам ресурс, но и дать возможность его просмотреть, прочитать, прослушать. То есть, если в библиотеке есть электронные версии книг или подписки журналов — должны быть компьютеры, на которых читатели могли бы их просмотреть. Если есть видеокассеты — должен быть телевизор и видеомагнитофон, если есть аудиокниги — будьте добры иметь mp3-плеер, или хотя бы наушники… Ну и так далее…
2. Пользователям нужна возможность перевести информацию из одного формата в другой.
То есть, традиционное печатное издание необходимо перевести в цифровой формат — это можно сделать как минимум тремя способами — отсканировать, сфотографировать или набрать самостоятельно на компьютере в любом текстовом редакторе. Но для этого в библиотеке должен быть сканер, фотоаппарат и опять же компьютеры, для того, чтобы пользователи сами могли набрать необходимый им текст. И в наоборот, текст или изображение в электронном формате необходимо перевести в традиционный — то есть попросту распечатать, для чего естественно, в библиотеке должен быть принтер.
Думаю, не стоит упоминать о таких услугах, как ксерокопирование и сохранение информации на съемные носители, ставшие уже обязательными во всех библиотеках. Но если к записи на дискету все уже привыкли, то процесс записи на диски, или сохранение информации на флешки, кард-ридеры, телефоны, mp3-плееры, фотоаппараты и другие гаджеты все еще вызывает опасение не только у старшего поколения библиотекарей, но и у молодежи.
3. Ну и последнее, современные пользователи хотят получать ответы на любые вопросы в любое время и из любого места.
Первое, что в данном случае приходит мне в голову — это организация виртуальной справочной службы — но не у каждой библиотеки найдутся ресурсы для реализации такого масштабного проекта. Поэтому постараюсь рассмотреть более простые варианты. Например, справка по телефону — с засилием мобильных телефонов и относительной дешевизны разговоров — услуга будет востребована. пользователю не надо идти в библиотеку, чтобы, например, узнать работает ли она сегодня, и если работает, то до скольки. Он может просто позвонить по телефону. Также таким образом можно поинтересоваться есть ли определенная книга в фонде, и решить множество незначительных на первый взгляд вопросов.
Если у библиотеки есть сайт, то всю информацию можно и нужно публиковать на нем, чтобы пользователи, привыкшие все вопросы решать с помощью Интеренета не остались беспомощными в данном случае.
Ну а для тех кто не любит звонить по телефону и не имеет дома компьютера можно напечатать своеобразные памятки читателя, на которых нужно указать как минимум адреса, телефоны и часы работы различных отделов библиотеки.
Уфф…. На сегодня все… извините, что так много.
Продолжу в следующий раз
Информационное обслуживание
обеспечение специалистов необходимой научной и технической информацией, осуществляемое информационными органами и службами. И. о. может иметь различные формы: выпуск информационных изданий (реферативных журналов, справочных бюллетеней и т. п.), составление списков литературы или подборки рефератов по заданной теме, перевод научных документов с одного языка на другой, подготовка обзоров фактографических справок, рекомендаций и т. д. (см. Информации документальной преобразование). И. о. предусматривает также представление потребителю оригиналов или копий научных и технических документов и литературы. Наиболее перспективным направлением развития И.
о. является разработка и практическая реализация систем избирательного распространения информации, в которых учитываются индивидуальные особенности специалистов как потребителей информации и их конкретные запросы (см. Информационный поиск). Организация И. о. основывается на чётком взаимодействии информационных органов и на применении современныхтехнических средств и систем информации хранения (См. Информации хранение), информационного поиска, воспроизведения и передачи информации, Информационным органом могут быть как отдельные учреждения (институт, центр), так и структурные подразделения ведомств, учреждений, фирм или предприятий (отдел или бюро научно-технической информации и т. п.), осуществляющие научно-информационную деятельность и И. о. специалистов, а также работу по научно-технической пропаганде. Кроме того, на крупные информационные органы возлагается задача выполнения научных исследований в области информационной теории и практики. К информационным органам относятся также научные и технические (специальные) библиотеки. Совокупность информационных органов в рамках какой-либо отрасли составляет отраслевую информационную систему (службу), а в масштабе страны - общегосударственную информационную систему (службу). Общее руководство деятельностью информационной службы СССР возложено на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. См. Информатика . В. А. Полушкин.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Информационное обслуживание" в других словарях:
Предоставление информации для: выработки и принятия решений; и/или удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. По английски: Information service См. также: Информационное обслуживание… … Финансовый словарь
информационное обслуживание - Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN information service FR service… …
информационное обслуживание - 3.2.2.1. информационное обслуживание: Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационное обслуживание - вид обеспечения контрразведывательной деятельности, заключающийся в предоставлении руководящему и оперативному составу запрашиваемых им сведений о противнике, о работе органов государственной безопасности в целом или по конкретной линии… … Контрразведывательный словарь
информационное обслуживание - Rus: информационное обслуживание Eng: information service Fra: service d information Обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - согласно ГОСТ 7.0–99 СИБИД «Информационно библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», – обеспечение пользователей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
В РФ информационное обслуживание, включающее предоставление: библиографической информации об общероссийских классификаторах: дата введения в действие, учреждение, ответственное за ведение общероссийского классификатора, наличие изменений;… … Финансовый словарь
информационное обслуживание телеметрируемого объекта - информационное обслуживание Процесс сбора, обработки и формирования сообщений о контролируемых системах и изучаемых явлениях, а также распределение потоков этих сообщений по различным бортовым потребителям. Примечание К бортовым потребителям… … Справочник технического переводчика
информационное обслуживание в режиме сети - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN networked information serviceNIS … Справочник технического переводчика
информационное обслуживание на базе Интернета - — EN internet search service The provision of special aid by library staff trained to query bibliographic or other information contained on the Internet, a large distributed… … Справочник технического переводчика
Книги
- Справочное пособие библиотекаря. Библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание , И. В. Балкова. Справочное пособие библиотекаря - новая книга специалиста в области библиотековедения И. В. Балковой, автора ряда работ, которые нашли положительный отклик у профессионалов библиотечного…
- Mitsubishi Lancer Модели с 2006 года выпуска с двигателями 4 А 91 1 5 л 4 В 10 1 8 л и 4 В 11 2 0 л Устройство техническое обслуживание и ремонт , . Справочное информационное издание руководство по ремонту и обслуживанию Mitsubishi Lancer, руководство по эксплуатации Mitsubishi Lancer, устройство Mitsubishi Lancer с 2006 года выпуска,…
Современная библиотека – поиск новых моделей библиотечно-
информационного развития
Собирая и сохраняя документы, в которых зафиксированы духовные и научные достижения человеческой цивилизации, библиотека является воплощением «памяти человечества». Именно она позволяет обществу сохранить необходимый запас прочности во время техногенных аварий и социальных потрясений, чтобы через определенное время восстановить производство, социальные отношения и выйти на новый уровень общественного развития, тем самым обеспечивая устойчивость общественной жизни. При этом библиотека не превращается в архив или склад разрозненных сведений. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, она организует навигацию в мире культуры, информации и знаний.
В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, уникальные собрания региональных и национальных библиотек разных стран мира относятся к объектам культурного наследия.
Как культурно-цивилизационный феномен библиотека выполняет двойную функцию: сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Она одновременно трансформируется в соответствии со своей миссией форума идей:
отношение к читателю как к центральной фигуре;
понимание первостепенного значения гуманитарной составляющей библиотечной деятельности;
отношение к технике и технологии как к возможностям обновления, расширения и совершенствования библиотечного обслуживания
До недавнего времени библиотечные учреждения определялись физическим пространством, которое занимали, документными фондами, которые имели в своем распоряжении, и кругом лиц, к ним причастных.
Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети интернет, с другой, создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Кроме того, ей предоставляются виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.
Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение их роли отражается на взаимоотношениях их с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Все эти явления потребовали поиска новых моделей библиотечного развития, обеспечивающих жизнеспособность данного учреждения культуры как необходимого обществу социального института в контексте построения открытого общества знаний.
Библиотечное обслуживание – совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности основываются на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.
Библиотека в современном обществе подчеркивает принцип равенства всех желающих воспользоваться ее услугами. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему, тем самым смягчает социальные конфликты, способствуют их всестороннему развитию.
Обслуживание читателей е библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке):
документальные услуги, результатом которых является предоставление читателям первичных и вторичных документов (выдача читателям литературы, библиографических справок, информационных сообщений и т.п.).
коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.).
услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств и использовании документальных и коммуникативных услуг .
В последние десятилетия мы стали свидетелями того, как изменились услуги библиотек и способы их предоставления из-за бурного развития информационных технологий.
Появляются новые социальные и информационные образования, готовые предложить альтернативы библиотеке – информационные порталы, интернет-кафе, технопарки, культурно-досуговые центры. Читатели массово покидают библиотечные залы и превращаются в «удаленных пользователей».
Библиотека особенно уязвима перед лицом изменений, происходящих в сфере коммуникаций. Перевод книг в цифровой формат, создание мощных электронных хранилищ с удаленным доступом могут существенно изменить потребности общества, а надобность в библиотеках как стационарных местах чтения отпадет.
Все это может стать реальностью, если мы забудем о том, что помимо информационной функции библиотека должна всемерно поддерживать и развивать в себе социализирующую функцию, функцию института, где не только собраны «ресурсы», но и обеспечивается непосредственный контакт и общение индивидуумов, обращающихся к «знанию», где происходит обучение тому, как воспринять и понять информацию, где осуществляется межкультурный тренинг, обеспечивающий ориентацию в сложном многополярном мире современной культуры . Важно, чтобы на современном этапе она была не только информационным центром, но и интеллектуальным клубом, универсальным общественно-культурным центром.
На сегодняшний день услуги библиотек весьма разнообразны: выдача материалов в читальных залах и на дом, информационный поиск и бесплатный доступ в интернет, работа с правовыми базами данных и предоставление компьютеров для самостоятельной работы, обучение работы за компьютером, прослушивание музыкальных материалов, доступ к полнотекстовым электронным журналам, а также выездные выставки-просмотры и презентации книг, Дни информации и Дни специалиста, обучающие семинары, тренинги и мастер-классы, клубы по интересам и экскурсии. Библиотеки являются поистине центром местной громады. И, кроме того, дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование, набор текстов, запись информации на диски, услуги онлайнового межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, изучение иностранных языков.
Развитие интернета открыло для библиотек новый уровень возможностей для обслуживания своих пользователей. Воплощением идеи современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам стали библиотечные веб-сайты.
Практически все крупные библиотеки на сегодняшний день имеют хорошо разработанные, постоянно поддерживаемые сайты с многоуровневой структурой. Благодаря богатому содержательному наполнению, регулярному обновлению, продуманной структуре и удобной навигации, это авторитетные и надежные источники информации. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, фондах. В целом современные они выступают как мощные маркетинговые каналы широкого спектра услуг и удобные «ворота» доступа к ресурсам глобального информационного пространства.
Интернет-технологии трансформируют и сами формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках. Одна из особенно интересных разработок связана с широким распространением такой службы интернет, как электронная почта, которая давно стала удобным средством коммуникации. Ответом библиотек на такое повсеместное ее развитие стал новый вид сервиса – электронные (виртуальные) справки, или справки по электронной почте. Все чаще на сайтах предлагается такая услуга.
Неотъемлемой частью предоставления услуг в библиотеке становится доступ к базам данных. Это организованная коллекция записей, сделанных с помощью компьютерных технологий и стандартизированных по формату и содержанию, которая хранится в одном из машиночитаемых режимов: на магнитных носителях, оптических дисках и других устройствах хранения информации.
Современные базы данных в подавляющем большинстве предоставляются в онлайновом доступе и могут содержать тексты рефератов, журнальных и газетных статей, законов, отчетов и т.д. а также библиографические описания книг, статей и других печатных материалов. Одной из разновидностей таких библиографических баз данных выступают электронные каталоги библиотек. Существуют тысячи баз данных самого разного содержания и объема как в публичном доступе, так и приобретаемые за плату.
Современная парадигма библиотечного обслуживания базируется не только на использовании фонда документов конкретной библиотеки, но и предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации вне зависимости от времени и местонахождения как документа, так и пользователя.
Таким образом, предназначение библиотеки состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.
Устойчивое развитие предполагает библиотечную деятельность в единстве с гуманистическими ценностями, знаниями, в гармонии с окружающей социальной и природной средой. Библиотекарь сегодня – один из главных участников реализации информационно-интеллектуальных процессов и развития духовной культуры.
За последние годы выросло новое поколение пользователей библиотек, которые предпочитают работать с ресурсами и получать информацию преимущественно в электронном виде.
Широкое внедрение электронных полнотекстовых журналов, электронных книг, самых различных баз данных, повсеместное применение сетевых технологий составляют серьёзную конкуренцию библиотечным фондам. Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, знаний, технических навыков, связанных с поиском информации, компьютерными технологиями, а также в освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.
Современное поколение пользователей, живущих с детства в информационно-перенасыщенной среде, в социальных сетях, блогах и т.д., привыкло получать информацию немедленно. И библиотеки должны быть готовы к этому. Возникает необходимость инновации библиографических услуг. Современные читатели хотят, чтобы наибольшее количество услуг было доступно им в любое время. А это значит, что неоценимым союзником библиографа является Интернет, т.к. многие услуги можно предложить именно в сети. Область интересов библиографов сильно расширилась – от каталогов и локальных справочных изданий до богатейших сетевых ресурсов.
ИРИ
Индивидуальное и групповое информирование пользователей библиотек также становится более оперативным, т.к. списки литературы высылаются абонентам по электронной почте.
Групповое (коллективное) и индивидуальное библиографическое информирование – является дифференцированным. Групповое обслуживание представляет собой регулярное или эпизодическое доведение библиографической информации до группы потребителей, объединенных сходством информационных потребностей. Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) или неформальный (постоянные или временные объединения). Ведущее место в библиографическом информировании занимает регулярное (текущее) оповещение абонентов о вновь вышедшей литературе. Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других сообщений в средствах массовой и специальной информации, в различных аудиториях, и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий библиотеки. Зачастую библиографическая информация на выставках или открытых просмотрах заменяет временно отсутствующий документ. В этом случае библиографическая запись содержит адресную информацию о местонахождении документа.
Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
— Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
— Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.
Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.
Что касается ОНЛАЙНОВОГО ДОСТУПА К ВНЕШНИМ БАЗАМ ДАННЫХ , то хотелось бы обратить внимание на то, что Интернет можно условно разделить на «поверхностный веб» и «глубокий веб» или «глубокую паутину». В поверхностном Интернете активно работают поисковые машины, но многие лучшие цифровые ресурсы не могут быть получены через них, т.к. они не числятся среди тех источников, которые индексируют поисковые машины.
«Глубокая паутина» – это коллекция цифровых богатств, за использование которых нужно либо платить деньги, либо просто знать, что они есть.
Поэтому в настоящее время библиограф как информационный специалист должен владеть не только методами традиционного поиска в Интернет, но и ориентироваться в подписных, платных и других базах данных, до которых не добраться обычными способами.
Не забывайте делать закладки в Браузере нужных эл. ресурсов, для того чтобы каждый раз не осуществлять поиск.
СПС «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС» и «ГАРАНТ»
Более доступны для пользователей библиотек стали правовые ресурсы, благодаря тому, что основные справочно-правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс») предоставляют свои ресурсы библиотекам бесплатно и оперативно (раз в неделю) их обновляют. Если же библиотека осталась без справочно-правовых систем, то выручит Интернет, в котором все они присутствуют.
Для библиографов новые информационные технологии, и в особенности Интернет, неоценимые помощники. Поскольку Сеть представляет из себя огромный энциклопедический справочник, в ней можно найти массу информации и выполнить практически все виды библиографических справок: фактографические, тематические, уточняющие.
Одним из направлений деятельности современной библиотеки является правовое просвещение населения. Налоги, льготы, социальная защита, вопросы правового регулирования — вот вопросы, которые интересуют сегодня всех.
Портал государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) — это портал государственных и муниципальных услуг, через который в ближайшем будущем можно будет получить любую госуслугу или подать заявление, не выходя из дома.
Сегодня любая библиотека, имеющая доступ к сети Интернет, обладает мощным информационным ресурсом, позволяющим вести полноценную работу по обеспечению доступа граждан и к правовой информации, правовым ресурсам и услугам «электронного государства» — любой другой информации, условно называемой социально-значимой.
Интернет предоставляет пользователям огромные возможности для решения многих жизненно важных проблем, вопросов профессиональной деятельности и трудоустройства, повышения квалификации и организации досуга. Задача библиотеки – показать возможности сети, познакомить со всем многообразием полезных ресурсов Интернета, научить граждан самостоятельно пользоваться электронными сервисами.
Обучать работе с правовыми ресурсами Интернета, тематическими сайтами по вопросам защиты прав потребителей, пенсионных и трудовых прав, сайтами местных администраций, федеральных и республиканских министерств, Президента и Правительства РФ.
Библиотека может стать базой, где люди будут получать отдельные государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Многие граждане еще не совсем понимают, что это такое, зачем, с какой целью это нововведение, в чем его преимущество. Библиотека может проводить Дни информации — где будет разъяснять, как работает этот портал, какие услуги может получить гражданин. В библиотеках страны становиться популярным проведение масштабных акций с одновременным привлечением специалистов государственных, муниципальных, коммерческих и общественных компаний для одновременного информирования жителей муниципалитета со всем объемом новых актуальных услуг и сервисов для горожан.
Понятие библиотечно-информационного обслуживания. Принципы, функции, значение библиотечно-информационного обслуживания.
Стационарные формы обслуживания (виды абонемента, читальных залов, отделы справочно-библиографического обслуживания, правовой и деловой информации, выставочной работы, краеведческой литературы, электронных ресурсов, медиатеки и др.). Внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты. Передвижные библиотеки. Подвижные формы библиотечного обслуживания: библиомобили; библиотеки на остановках общественного транспорта, в торгово-культурных центрах, скверах, открытых площадках города; книгоношество и др). МБА, ЭДД.
Особенности библиотечно-информационного обслуживания в библиотеках разного типа.
Информационное обслуживание - обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.
Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).
Это позволяет дать следующее определение;
Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.
Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;
1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.
2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.
3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.
4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.
5 Типология читателей - аспект анализа - концептуальные основы.
6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.
7 Читательское развитие личности - аспект анализа - закономерности.
8.Информационная культура - аспект анализа - принципы.
9 Социализация личности - аспект анализа - функции.
10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.
11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.
12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.
13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.
14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.
Функции БИО:
1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;
2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;
3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.
Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.
Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:
1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психологопедагогическую эффективность, экономичность.
2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.
3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.
4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.
Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.
К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.
К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.
В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.
Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.
Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.
Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.
Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.
Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.
Общение - взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.
Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:
1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.
2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.
3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.
В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.
В общении важно учитывать и ее фазы (формы):
1. Побуждение к действию и направленность на партнера.
2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.
3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.
4. Свертывание контакта и отключение от партнера.
5. Оценка и рефлексия результата общения.
В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.
Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:
1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко
перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).
2. Мобильный и ригидный.
Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.
Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.
Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.
3.Экстраверт и интроверт
Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.
Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.
Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.
Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.
Деятельность библиотеки как образовательного и воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития , обучения и воспитания ребёнка.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.
Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение - форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе , ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.
Метод проектов. В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:
1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.
2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.
3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях
Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.
В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.
Похожая информация.