Евпатий коловрат кто он. Кто такой Евпатий Коловрат, кем он был? Исторические сведения о его подвиге
Ложь о Евпатии Коловрате December 5th, 2017
Написать данный пост меня побудили восторженные шапкозакидательские посты о фильме "Легенда о Коловрате" от разных людей, в той или иной мере относящих себя к православно-патриотическому лагерю.
Казалось бы, сама русская история подкинула нам уникальный сюжет, превосходящий по содержанию самые лучшие творения голливудских сценаристов, но результат плачевен - от легенды о Евпатии Коловрате в фильме осталось лишь название. Мало того, современная молодёжь, посмотрев это компьютерное фэнтези, будет думать, что Евпатий и был таким, как показано в фильме - маленьким наивным мужичком, больным амнезией.
Я не буду описывать содержание фильма,
Я напишу о том, чего в фильме нет:
1. Нет беспримерного марша Евпатия из Чернигова по заснеженным рекам на помощь своей родной Рязани. Сам по себе это уже подвиг. Он прошел по зимним дорогам более 1000 километров и догнал врага.
Вместо этого авторы фильма сначала отправляют Евпатия к самому Батыю, который (полный идиот) вешает ему на шею в ответ на оскорбление охранную грамоту, а затем в пещеру к отшельнику с огромным медведем, пожирающим исключительно нерусских.
2. Не показана трагичная судьба рязанского посольства в ставку Батыя, которое приложило все усилия к достижению мира. Оно не смогло достичь его только потому, что мира не хотел сам Батый.
Вместо этого русские сами провоцируют своей дерзостью Батыя, да еще и ухитряются убежать из татарского лагеря силой. Причем в отличие от татар они ухитрились проспать в снежной буре штурм Рязани, продолжавшийся 5 дней. Помимо этого Коловрат бросает князя на растерзание татарам, что было немыслимо для русского героя того времени.
3. Нет битвы рязанского войска с татарами после уничтожения посольства. Сама по себе данная битва согласно преданию являет собой образец мужества, поскольку силы были явно неравные. Сложно сказать, насколько трагичной была бы оборона Рязани, останься войско внутри стен, ведь по словам летописца Рязань была взята потому, что защитники не имели смены в отличие от татар, штурмовавших город непрерывно днём и ночью, меняя тумены.
Вместо этого показано как Батый за одну ночь уничтожает один из крупнейших русских городов вместе в войском и жителями. Причем русские буквально проспали приближение огромного войска к стенам столицы княжества. Мало того, они трусливо боятся приближения к крепостным стенам горстки русских воинов, приняв их за татар, а узнав о приближении татарского войска и вовсе предаются панике.
4. Не показан истинный образ Евпатия - уникального воина огромной силы и роста, способного разрубать лучших татарских воинов до седла в их прекрасных кафтанах-доспехах. Евпатий и его чудо-богатыри внушили страх войску отъявленных отборных профессиональных международных бандитов-кочевников.
Сам Евпатий из фильма - это мужичок небольшого роста, страдающий амнезией, а страх он и его спутники могут внушить татарам лишь перемазав свои рожи фосфорной краской.
5. Нет войны, которую вел Евпатий с Батыем. Это была именно война, поскольку она включала в себя несколько сражений с различными подразделениями татарского войска.
Вместо отряда в 1700 чудо-богатырей создатели фильма нам показывают горстку придурков во главе с психбольным, которая способна лишь отравить воду в реке, или прикрыть отход десятка детей с женщиной. Причем нарисовать орду татар на компьютере у них денег и ума хватило, а русская дружина, видимо, этого не заслужила.
6. Не показан истинный облик татар - прекрасных воинов того времени, но при этом людей жестоких, живших по языческим обычаям.
Вместо этого Батый выступает каким-то педерастом, расхаживающим в шелковом халате с драконом на заднице и живущим в шелковом шатре. При этом покоритель Руси проглатывает оскорбления, истерит и ходит инкогнито по своему лагерю, подслушивая чужие разговоры. Такой человек никогда бы не смог завоевать чудо-богатырей, а только придурков, прячущихся за деревянными избами.
7. И, наконец, не показано, во имя чего сражался Евпатий (ради чего вообще фильм)! Евпатий вел свою партизанскую войну с целью ослабления войска Батыя, чтобы это войско не могло причинить большого урона русской земле, и только во вторую очередь он мстил за Рязань. Это был первый известный лидер русских партизан, который спасал другие жизни и другие города. И во многом благодаря ему у татар просто не осталось сил и времени для похода на Новгород. Вот в чём смысл его подвига! Он задолго до объединения русских земель предвидел важность русского единства и, сам будучи рязанцем, умирал за Владимир и Новгород. И поэтому легенда о нём так жива в народной памяти.
По фильму получается, что Евпатий хотел развернуть войско Батыя к определенному месту, где должна была собраться рать с разных городов и разгромить его. Батый предстаёт полным идиотом, разворачивая свою грозную армию для поимки 30 русских придурков. Весь смысл подвига Евпатия по фильму в этом развороте и в желании поскорее помереть.
Не хочу комментировать всякие мелкие ляпы, о которых , считаю, что подобные киноподелки наряду с "Викингом" и т.п. наносят большой вред русской истории и русскому самосознанию, и призваны извратить народную память. Остается надеяться на то, что большинство недовольных фильмом зрителей (а мнения о нём разделились буквально 50 на 50) снова перечитают повесть о разорении Рязани Батыем , и прочитают её своим детям, а также пояснят им, что русские люди того времени были не теми трусливыми и блудливыми придурками, как показано в "Легенде о Коловрате", а на самом деле:
1. Все погибли до единого вместе с женщинами и детьми, не сдавшись в плен, и не дав Батыю ни пристанища, ни полона, ни дани.
2. Были людьми глубоко верующими и высоконравственными.
3. Обладали уникальным воинским искусством, которое можно было одолеть только многократным численным превосходством.
Потому как пишет об этих людях летописец:
«Были они из поколения в поколение христолюбивые, братолюбивые , лицом красивы, очами светлы, взором грозны, выше меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пиры быстры, до господских потех охотны, ратному делу очень искусны , к братьям своим и к их послам величавы.
Имея мужественный ум, в правде-истине пребывая, чистоту душевную и телесную без порока сохраняли . Святого корня побеги и Богом насажденного сада цветы прекрасные, воспитаны были в благочестии со всяческим духовным наставлением. От самых пелен Бога возлюбили, о церквах Божиих много пеклись. Пустых бесед не творя, опозоривших себя людей избегая, с добрыми всегда беседовали, и Божественное писание всегда с умилением слушали.
Воинам в битвах ужасными казались, многих врагов, поднявшихся против них, побеждали и во всех странах славное имя имели. Греческих царей очень любили, и дары многие от них получали.
После брака жили воздержанно, ища спасения души. С чистой совестью, силой и разумом правили земным царством, приближаясь к небесному. Не потакая плоти, соблюдали тело свое после брака греху не причастным. Имея сан государей, в посте и молитве были прилежны и несли крест свой на плечах своих. Честь и славу от всего мира принимали. А святые дни святого поста честно соблюдали, и во все посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн.
И по правой вере многие деяния и победы показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. И отчину свою от врагов хранили неустанно. И милостыню давали неоскудевающую, и своей лаской многих из неверных повелителей, детей их и братьев привлекали к себе, и обращали в истинную веру! »
И последнее.
Фильм не показал главное - трагедию кончины прежней домонгольской Руси, выразившуюся в истреблении огромного числа жителей и подчинении её под власть жестоких ханов.
«
О земля-земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот, или как опишу его — тогда погибло столько государей и много узорочья рязанского войска — храбрых удальцов. Ни один из них не вернулся назад, но все равно погибли и одну на всех чашу смертную испили. И сейчас в горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор туманится, мужество теряется!»
Если авторы фильма снимали его для юного поколения, то почему они извратили нашу историю, почему они этим фильмом унизили нас, русских, и нашего героя?! Не для того ли, чтобы наши дети никогда не смогли стать настоящими Евпатиями?.....
А ведь Евпатии очень нужны нам сейчас. Ведь именно сейчас по Руси-Матушке расхаживает международная масонско-либеральная орда, высасывая из неё ресурсы и порабощая нашу молодёжь виртуальным рабством, а взрослое население финансовым.
Герой на войне - непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой - наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.
Кто такой Евпатий Коловрат?
Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.
Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим - боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.
О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.
Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.
С чего начиналась легенда
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.
XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.
В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.
После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы - княжеского сына Федора - и напасть на город.
1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.
Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.
В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.
Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.
Гибель Коловрата
Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские - только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.
Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.
В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.
После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.
Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.
Литературные произведения, посвященные Коловрату
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.
Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.
Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.
Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.
В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно Евпатия Коловрата.
Одним из первых стал поэт-романтик в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».
Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».
А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.
В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».
С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).
В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.
Фильм о Евпатии Коловрате
В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.
Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.
Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.
Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате
В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.
Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.
Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.
В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.
Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат - это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.
При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.
Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат - это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.
Значение имени героя, по мнению православных историков
В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.
Согласно им, Евпатий - это вариация известного славянского имени Ипатий.
А коловрат - это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.
А был ли герой?
Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?
Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.
Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.
Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.
Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.
Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.
Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.
Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков - то есть нас.
В отличие от многих других героев эпоса, Евпатий Коловрат реальный человек в истории. За некоторые вещи нужно мстить, смывать кровью за разорение родной земли и убийство близких. Отряд Евпатия Коловрата, действуя в тылах, вызвал в рядах монголов настоящую панику, нанося тяжёлое поражение армии захватчиков.
Когда к отряду Коловрата пришёл посол Батыя с вопросом «Чего вы хотите?», в ответ он услышал: «Только умереть!».
Нашествие
В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем, обрушившегося на Русь в 1237 году.
Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент - Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.
Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.
Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.
Посланник князя
Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.
В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич, в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат.
От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.
На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.
Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.
Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.
Гибель Рязани
После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.
Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.
Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.
Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.
В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.
Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, - это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.
«Духи мстят»
Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.
Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.
Коловрат был потрясён - в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.
Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.
О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.
Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.
Последний бой
Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.
Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.
«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул, брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.
Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.
Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.
Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.
Честь превыше всего
Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.
Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:
С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!
В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.
Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества - Москву.
Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.
А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.
Легенда о Коловрате. Фильм трейлер (2017)
Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?
В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.
Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.
Предыстория
Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.
Падение Рязани
В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.
Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»
Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.
Подвиг Евпатия
Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.
Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».
И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.
Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».
Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.
Вопросы и еще раз вопросы…
Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.
Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.
Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.
Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.
Вчера, 30 ноября, в России состоялась премьера фильма «Легенда о Коловрате». Круто! Но кто такой Евпатий Коловрат? Ответить на этот вопрос с ходу могут далеко не все (некоторые и вовсе думают, что это ругательство), поэтому мы решили рассказать вам о нем - о могучем богатыре и главном мстителе на Руси.
Евпатий Коловрат - герой рязанского сказания
Впервые о Евпатии Коловрате упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем», реальном древнерусском тексте о том, как хан Батый разгромил Рязань. При этом ни один историк наверняка не скажет, жил ли Евпатий на самом деле. Принято считать, что жил, но доказательств тому нет - только упоминание о нем в сказании.
Сам Коловрат - не то боярин, приближенный к рязанскому князю Юрию Игоревичу, не то воевода (в разных версиях «Повести» говорится разное). Точно можно сказать, что Евпатий был во всех смыслах здоровый мужик и мог в одиночку положить небольшой отряд монголов.
И да, монголы. В 1237 году армия Батыя начала с Рязани один из походов на Русь. Монголы вообще любили в то время ходить на Север и Запад и требовать от русских князей все подряд: деньги, женщин, воинов и признания монгольской власти. И в в конце 1237 года, так уж вышло, под удар попала Рязань.
Сперва Батый отправил к рязанскому князу Юрию Игоревичу своего человека, чтобы тот объяснил городским властям всю ситуацию. Князь понимал, что Рязань в одно лицо против монголов не выстоит, поэтому отправил за помощью ближайших княжеств своих приближенных. За один из таких квестов взялся и Евпатий Коловрат - он поскакал в Чернигов.
Вместе с тем Юрий Игоревич (это рязанский князь, напомню) попросил своего сына Федора съездить к Батыю. Если верить «Повести», князь хотел преподнести хану какие-то дары, чтобы задержать его от похода на Рязань, но Батый дарам, судя по всему, не обрадовался и порезал почти всех послов вместе с Федором (его супруга дико по этой причине горевала, затем спрыгнула вместе с малолетним сыном с терема и погибла).
Князь Юрий решил, что лучшее в этой ситуации - пойти биться с армией хана. И пошел. В сражении на реке Воронеж русские проиграли и отступили обратно в город. «Повесть» это событие сильно приукрашивает - в ней говорится, что на стороне Рязани бились несколько тысяч человек, а войско Батыя состояло из сотни тысяч воинов. Историк Лев Гумилев считает, что все это выдумки - по его мнению, у Батыя в войске было около 15-20 тысяч монголов.
Так или иначе, после битвы на Воронеже Батый пошел на Рязань, осадил ее и затем устроил там резню. Ночь с 20 на 21 декабря стала роковой: монголы убили чуть ли не всех, кто оборонял город - в том числе и женщин, и детей, и князя со всей его семьей.
Коловрат знаменит одним героическим поступком
Уже когда Батый закончил громить город и пошел дальше, в Рязань вернулся Коловрат. Увидев пепелище и горы трупов, он задумал догнать монголов и со всей силы им отомстить. Евпатий собрал 1700 уцелевших воинов (львиную долю армии он нашел за пределами Рязани) и побежал за Батыем.
Ударить в спину - дело нехитрое, поэтому Коловрат так и сделал. Ничего позорного в этом, к слову, не было - напомню, что даже по самым «реальным» прикидкам, у Батыя было около 15-20 тысяч человек, а у рязанского воеводы - немногим больше полутора тысяч.
Как именно и сколько раз войско Евпатия атаковало монголов, тоже с уверенностью никто не скажет. Многие историки сходятся во мнении, что Коловрат и его люди первые несколько раз напали на армию Батыя из леса, так напугав захватчиков, что те решили, будто им мстят духи погибших жителей Рязани.
Потери среди монголов были настолько большими, что Батый всерьез запереживал. Правда, через некоторое время войскам хана удалось выманить «духов» на открытую местность. Толку от этого было мало: люди Евпатия сражались как в последний раз. Они даже убили монгольского командира Хостоврула, который пообещал живым доставить Коловрата хану.
В общем, одолеть войско Коловрата монголам удалось только с помощью осадных орудий. Осадных орудий, понимаете? Евпатий и почти все его люди погибли, а выживших воинов монголы привели к хану. Батый же, когда узнал всю эту историю, проникся уважением к Коловрату, отдал его тело уцелевшим русичам и отпустил их.
Судя по всему, Коловрат и впрямь был грозным воином
Если сказание о Коловрате имеет хоть что-то общее с реальностью, то можно сказать, что Евпатий был самым настоящим русским богатырем. Поистине мощным парнем.
Таким его изображали на картинах, таким рисовали и в мультфильме «Сказ о Евпатии Коловрате» 1985 года. Да и почти во всех стихотворениях, посвященных воеводе Рязани, он описывается как крупный и сильный дядя.
Лет ему на момент битвы с монголами, к слову, было около тридцати пяти.
В фильме «Легенда о Коловрате» героя играет актер, на богатыря мало похожий. Зато орать во все горло прямо в камеру он горазд. Вы же в курсе, что «Легенда» - это наш ответ ленте «300 спартанцев»? То-то же.
Легенда о Коловрате полна допущений
И все они вполне очевидны. Надо признать, что вся эта история про человека, который одним ударом губил отряд монголов, похожа то ли на комикс про супергероя, то ли на сказку.
Нашествие монголов на Русь - довольно позорный (но не без светлых моментов) период истории древнерусского государства, и событиям того времени нужны свои герои. Их могли попросту придумать.
Если представить, что никакого Коловрата на самом деле не было, и все русские князья вместо того, чтобы собраться и дать отпор монголам, пытались усидеть на своих стульях и не хотели замечать угрозы, становится как-то совсем уж грустно.
Героизм Коловрата не уберег Русь от монголов
Еще один довод в пользу того, что легенда о Коловрате - лишь сказка. Неужели на всей Руси в реальности был только один такой герой? И если нет, то куда они все подевались во время нашествия Батыя?
Короче, ничего здоровяк Евпатий своим подвигом не добился - только отомстил за родной город (не думаю, впрочем, что ему что-то еще было нужно). Монголы же после Рязани и битвы с Коловратом отправились в сторону Владимира, а затем разграбили и дотла сожгли городок, который после этого сыграет ключевую роль в истории Руси. Речь идет о Москве.