Положительные оценки в педагогике. Какие оценки считаются положительными? Групповые и индивидуальные нормы оценки
Льстивость льстивостью, но отрицательные оценки в адрес окружающих истероиду более свойственны, чем положительные. Это для них потребность наравне с потребностью в еде. Истероид часто дает отрицательные оценки. Мотивы с виду даже благородные: я смел, нелицеприятен, открыт... На поверку же они оказываются просто эгоцентричными. Ведь отрицательная оценка дается в тех областях, где истероид считает себя, и может быть не без оснований, выше. Оценивая кого-либо, истероидка старается не истины добиться, а себя показать в выгодном свете. Все, дескать, плохо работают, одна я - в поте лица («ну мне это нужно?»). То есть она по контрасту возвышает себя за счет унижения партнера.
Но высказываются отрицательные оценки больше не в глаза, а за глаза. Не хочется встречать сразу сопротивление, хочется получить сочувствие. Так что чаще - за глаза!
Впрочем, истероид может пойти и на открытый конфликт, в открытый бой - я, мол, нелицеприятный. Тогда в ход идут эпитеты с резко отрицательной окраской: это некрасиво, прошло, мерзко. Оценки перерастают в обвинения. Истероиды, как паранойяльные и эпилептоиды, тоже распекают, хотя, в отличие от тех, редко наказывают. Но беспардонность у истероидов не меньше. Широко известен истерический крик.
Конфликты
Конфликты у истероида чаще происходят в виде скандалов. Истероидка без разгона, без этапа холодной напряженности в конфликтной ситуации или просто так начинает сразу истерически кричать, визжать, царапаться в прямом и переносном смысле.
То есть истероид с полоборота врубается в неуправляемый конфликт с его передозировками ответных конфликтогенов.
Но все же можно сказать, что он скорее раздражителен, чем гневлив. Он может и сдержать в себе раздражение. Но если у эпилептоида это внешне не выражается, то у истероида все написано на лице: он молчит, но грозно молчит. Это затишье перед бурей. Эпилептоид же молчит с каменным лицом.
Истероиды любят пошептаться, они наушничают, говорят плохое за глаза, они доносчики.
Консультация для педагогов и родителей.
Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.
Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).
Основные функции оценочных воздействий.
1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.
Оценка педагога.
Способствует развитию чувства долга у детей;
создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
способствует формированию трудолюбия;
определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
Вот почему трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.
Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
прямую;
предвосхищающую;
косвенную;
опосредствованную;
отсутствие оценки.
Прямая оценка
(часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.
Прямая отрицательная оценка
также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.
Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Отрицательная предвосхищающая оценка
вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, выполняет депрессирующую функцию.
Положительная предвосхищающая оценка,
данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.
Таким образом,
не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка. Косвенная оценка
трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Опосредованная оценка
выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта - эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.
Отсутствие оценки
- является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.
Педагогу необходимо помнить:
любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.
Таким образом,
можно выделить условные группы детей по определенным параметрам: сходные особенности нервной системы; степень сформированности разнообразных навыков; положение в обществе сверстников и т.д., чтобы предусмотреть, какие оценки оказываются для них более действенными при решении конкретной воспитательной задачи.
Используемая литература:
1. В.Д. Калишенко /Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста/ Журнал «Дошкольное воспитание», №10/2010.
Классификация оценок, которые в совокупности определяют успеваемость учащихся, может быть произведена по разным критериям (основаниям). Так, в литературе выделяют оценки по знаку (положительные и отрицательные); по времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по широте личности (в целом или отдельные проявления); по форме (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.
Традиционно в отечественной педагогической психологии рассматривают следующие виды педагогической оценки. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ученик, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае персональных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.
Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования учеников за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.
Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например, с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.
В американской системе образования, по Ги Лефрансуа, используются следующие виды оценок. Процессуальное оценивание - оценивание текущих достижений учащихся в учебных ситуациях. Аутентичная оценка - процедура оценивания, разработанная для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности к обучению в реальных жизненных ситуациях. Итоговая оценка производится в конце периода обучения; разработана для определения уровня достижений. Формирующая оценка - оценка, производимая до начала и во время обучения; разработана для помощи ученикам в определении их сильных и слабых сторон. Формирующая оценка - это фундаментальная часть процесса обучения.
По уровню обобщенности Б. Г. Ананьев подразделяет педагогическую оценку на парциальную, фиксированную и интегральную.
Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения; всегда выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждения. В парциальных оценках выделяются три группы, имеющие свои особые формы проявления: исходные (отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка); отрицательные (замечание, отрицание, порицание, упрек, угрозы, нотации); положительные (согласие, одобрение, ободрение). Как отмечает Б. Г. Ананьев, парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального (в виде балла) характера отметки оценка транслируется в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем «свернутой» оценке - отметке.
Ш. А. Амонашвили, подчеркивая силу социальной значимости отметки и императивность процесса оценивания, указывает на «засекреченные» средства добывания желаемых отметок учащимися: это списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. д. Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. Воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.
Условия эффективности педагогической оценки
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у школьника может быть внешней и внутренней. Особое значение имеет мотивация деятельности учащихся, основанная на познавательной потребности учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности (т. е. внутренняя мотивация). Между тем, когда учителя с момента появления ребенка в школе весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т. е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности.
Деятельность учащихся, не подкрепленная познавательной потребностью, направленная главным образом на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, и сама учебная деятельность теряет для них всякую ценность.
Как отмечают А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман, для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Для того чтобы развить у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности. Все это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке как к важной, но, конечно, не самой существенной ценности в работе.
Ш. А. Амонашвили, который обосновал концепцию формирования у школьников мотивов учебной деятельности на содержательно-оценочной основе, выделил следующие психолого-педагогические условия, определяющие эффективность учебной деятельности школьника.
Во-первых, необходимо учитывать, что учащийся - это целостная личность. Поэтому процесс обучения должен охватывать всю его жизнь с ее стремлениями и потребностями. Во-вторых, познавательные силы учащегося стремятся к развитию через преодоление трудностей. Психологический смысл трудности выражается через предел деятельности познавательных сил учащегося. Этот предел определяется сложностью решаемых им задач. Психологически оправданным является использование в учебной работе таких задач, решение которых требует предельного умственного напряжения. В-третьих, требуется обеспечить ребенку возможность для свободной активизации своих познавательных сил. В-четвертых, необходимо раскрывать ученику личностный смысл результатов учения. В-пятых, познавательная деятельность предполагает постоянное стремление к новому. Поэтому в процессе обучения необходимо добиваться целенаправленной и своевременной смены объектов познания. Ученик должен постоянно ощущать новизну познавательной ситуации, которая позволяет ему расширять границы своей познавательной сферы.
Необходимое условие эффективности оценочной деятельности состоит в том, что оценка не завершает процесс решения задачи, а сопровождает его на всем протяжении. Сама процедура оценивания всегда предполагает наличие определенных эталонов, которые и выполняют функцию критерия оценки. В данном случае в качестве эталона выступает образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней, ее результата. Эталон конечного результата следует закладывать в саму задачу в виде цели, которую необходимо достигнуть. Оценка же процесса достижения цели осуществляется на основе вспомогательных эталонов, тесно связанных с реализуемыми в ходе решения задачи действиями и операциями. Все эти эталоны должны отличаться своей ясностью, реальностью, точностью и полнотой.
Наличие основных и вспомогательных эталонов создает необходимые предпосылки для реализации содержательной оценки. На первый план выходит соотнесение с эталоном самого процесса решения задачи. Основная цель такого оценивания - стимулирование самого процесса учения, а не только фиксации его результата. В этом случае на смену контролирующей оценке приходит стимулирующая оценка. В итоге контроль в обучении преобразуется в отдельную операцию, входящую в оценочную деятельность, но не имеющую самостоятельного смысла. Такая оценка не сразу становится принятой учениками. Для этого необходимо, чтобы были выполнены определенные условия.
Те эталоны, которыми оперирует учитель, должны быть понятны самому школьнику. Для этого в ходе оценивания учитель должен использовать развернутые оценки, в которых представлены и используемые им эталоны. Это создает предпосылки для того, чтобы представления об оцениваемом объекте учителя и школьника в основе своей могли совпасть.
Доверие школьника к оценкам педагога достигается за счет создания доброжелательной атмосферы в классе, когда оценки педагога становятся источником возникновения новых учебно-познавательных мотивов. Давая школьнику обстоятельные и развернутые оценки, учитель тем самым создает позитивное общественное оценочное мнение в классе, пробуждает в ученике чувство собственного достоинства.
Выявление посредством оценивания потенциальных возможностей школьников, определение реальных перспектив развития каждого школьника и класса в целом. В ходе оценочной деятельности учитель выявляет как те способы учебно-познавательной деятельности, которые уже освоены учеником, так и те, которые еще нуждаются в своем совершенствовании. В этом смысле оценочная деятельность учителя и может быть рассмотрена как процесс определения перспективных линий дальнейшего развития ученика. При этом важно, чтобы эти перспективы раскрывались с позиции интересов самого школьника.
По мере освоения учениками эталонов и способов оценивания, у них формируется внутренняя содержательная самооценка. При этом особое значение приобретает раскрытие учеником подлинного смысла учения.
Осмысленное отношение к учению способно привести к появлению у школьников действительно содержательной самооценки и самокритики. Это способствует усилению требовательности ученика к самому себе. В итоге появляется мотивационная основа для выдвижения задач по самосовершенствованию. В этом случае внешняя оценка начинает все больше выполнять посредническую роль между имеющимся у школьника эталоном и достигнутым внутренним изменением.
Как следствие, реализация данного подхода к обучению требует коренного изменения характера отношений между педагогом и учащимися. На смену императивным формам воздействия должны прийти педагогически организованные формы сотрудничества, взаимопомощи, подкрепления успехов.
Проблемой исследования занимались Борис Герасимович Ананьев, Ирина Владимировна Дубровина, Аэлита Капитоновна Маркова
Оценка – это процесс или д-сть, связанная с оцениванием педагогом
интеллектуальной, мнемической, перцептивной и двигательной активности школьника.
Отметка - это формально-логический итог оценочной активности учащегося педагогом. Функции оценки :
1. ориентирующую (учитель выделяет те качества л-ти, знания, к-ые способствуют или препятствуют эффективности уч.д-сти и их соответствие эталонам);
2. стимулирующую (побуждение школьников к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения).
Аспекты изучения педагогического оценивания в педагогической П-ии:
1. сущность, функции, виды пед. оценки;
2. проявление в педагогической оценке индивидуальных особенностей л-ти учителя, его отн-е к пед.д-сти;
3. воздействие оценки на формирование л-ти школьника и его отн-е к уч.д-сти.
Б.Г. Ананьев рассматривает оценку как динамическую систему и выделяет уровни ее развития :
1. парциальные оценки - существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах л-ти школьника и его достижениях в ситуациях опроса:
. Парциальная педагогическая оценка - (от лат.partialis- частичный, отдельный)- отдельные высказывания учителя об индивидуальных особенностях личности и поведения ребёнка, проявляющихся в ситуации урока. Парциальные педагогические оценки являются по Б.Г.Ананьеву исходным уровнем развития педагогического оценивания, предшествуют текущему учёту успешности в форме фиксированной балльной отметки и педагогической характеристике как интегральной оценке учителем личности школьника.
Структура парциальных пед.оценок по Б.Г.Ананьеву включает:
1) оценку поведения позитивную - согласие, предупреждение и негативную - отрицание, замечание, предупреждение.
2) личностную оценку : позитивная - одобрение, ободрение и негативная - упрёк, сарказм, нотация, угроза.
3) оценка выполнения учебных заданий: определённая и неопеределеннаянепосредственная и опосредованная; деловая и личностная .
Принято деление всех оценочных ситуаций на наличие парциальной оценки и отсутствие . В первом случае ответ, действия ребёнка учитель сопровождает оценкой определённого вида, во втором - оценка отсутствует. Б.Г.Ананьев рассматривал отсутствие оценки как особый вид оценочной стимуляции.
Все наличные оценки по направленности можно разделить на Парциальные оценки поведения и Парциальные оценки выполнения учебных заданий – это отдельные высказывания учителя о выполнении школьниками данного им задания и полученном результате, о правильности ответа на его вопрос. Они направлены на организацию и управление учителем выполняемых детьми заданий.
Оценки выполнения учеб.заданий включают в зависимости от отчётливости, конкретности содержания определённые и неопределённые оценки . Оценивая школьников определённо, педагог конкретно, отчётливо характеризует выполнение ими учёбного задания (правильно ответила только Н). Неопределённые оценки не содержат ясной, точной характеристики выполнения дошкольником заданий воспитателя, это неопределённые слова, типа: «ну, садись», « достаточно».
По способу предъявления определённые оценки могут быть . Непосредственные парц.оценки прямо обращены к конкретному ребёнку: « Сегодня ты меня радуешь», «Садись. Не знаешь». Опосредованной парц.оценка воспитателя является тогда, когда отвечающий ученик прямую оценку не получает, а оценивается отвечающий на тот же вопрос учителя сверстник: « Ты рассказал также, как А.». опосредованная оценка может осуществляться и через класс- учитель самоустраняется от оценки, ответ ученика комментируют, часто спонтанно, одноклассники: « Можно я! Не правильно у него!», это может быть молчаливо «лес рук» при неправильном ответе. Опосредованная оценка может быть и целенаправленной: « Вы согласны с Н.?- Да-а-а!».
По содержанию непосредственные оценки бывают: деловыми и личностными . Деловые представляют собой отдельные васказывания педагога о ЗУН ребёнка, проявляющихся при выполнении задания: « Разве здесь на конце «О»?, « Хорошо подумай - будет правильно», « Да, я тоже так думаю». Под личностными мы понимаем отдельные высказывания педагога о качествах личности ученика, проявляющихся при выполнении уч.заданий (К. всегда активно участвует, И. самый внимательный).
Как деловые, так и личностные оценки могут быть позитивными и негативными . Позитивные деловые оценки - отдельные высказывания учителя о соответствии выполненного уч.задания образцу, требованиям. Это согласия - да, верно, правильно, повторы воспитателем ответа ученика и предупреждения - если ты постараешься, у тебя хорошо получиться.
Негативные деловые - отдельные высказывания учителя о несоответствии выполнения задания образцу, требованиям, недостаткам их выполнения. – отрицания (нет, не так, ошибся, я так не думаю, неправильно, разве столько получится?); замечания (работай быстрее, пиши аккуратнее); предупреждения (слушай, иначе опять ничего не получится).
Позитивные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, способст-их успешному выполнению. Одобрения, содержащие прямые указания на качества (умница, замечательно работает, слушает внимательно). Ободрения - выражают поддержку нерешительного, робкого, неуверенного в себе ребёнка (так, так; всё хорошо, ничего страшного, говори смелее).
Негативные личностные – оценки о качествах личности ребёнка, препятст. успешному выполнению задания. Это упрёки, сарказм, нотации, угрозы (совершенно не думаешь, почему не выучил, она знает, а ты нет). В саркастических оценках высмеивает недостатки личности (так мы до вечера будем вспоминать, спишь, что ли). Нотации содержат нравоучения, морализаторство (ну, сколько можно говорить одно и тоже, уже 3 раза повторили, а ты всё никак не запомнишь). Угрозы включают указания учителя на возможные последствия невыполнения задания.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ - отдельные высказывания учителя об особенностях поведения учащихся на уроке. Они направлены на организацию и управление педагогом поведения школьников. По содержанию разделены на деловые и личностные. Деловые оценки поведения - отдельные высказывания учителя о соблюдении или нарушении учениками правил поведения на уроке. Когда учитель отмечает, что поведение хорошее - позитивные оценки-согласия (Ж.. поднимает руку правильно, вижу, что вы ведёте себя как настоящие школьники). Предупреждения (в конце занятия я смогу сказать, что правильно вел себя тот, кто слушал говорящего)
Негативные деловые оценки поведения - высказывания о несоблюдении правил или недостатках поведения, условиях, при которых поведение на занятии не может быть правильным. Отрицания (не кричи, повернись к себе) замечания (потише). Предупреждения (никогда не научится правильно вести себя тот, кто всё время разговаривает).
Личностные оценки поведения - отдельные высказывания о качествах личности ребёнка, способствующих или препятствующие выполнению им правил поведения на уроке. Позитивные личностные оценки поведения - учитель обращает внимание на достоинства личности ученика (молодцы дети на 1м ряду).
Негативные - внимание при нарушении правил на недостатки: упрёки - педагог обвиняет детей в несоблюдении правил (совершенно не понимаешь нормальных слов, ты очень не сдержан, всем мешаешь). Сарказм - высмеивает недостатки личности (что развалился, ещё одна звезда сидит). Нотации (прежде чем что-то сказать, подумай). Угроза - называет возможные наказания, в случае невыполнения дисциплины (ещё слово- пойдёшь в угол)
Основным методом изучения парциального педагогического оценивания является наблюдение
1) Исходные - отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка;
2) Отрицательные - замечания, отрицание, порицание;
3) Положительные - согласие, ободрение, одобрение.
Все наличные парциальные оценки по направленности можно разделить на:
A. парциальные оценки поведения, к-ые направлены организацию и управление педагогом поведения учащегося. По способу предъявления могут быть непосредственными и опосредованными ;
B. парциальные оценки выполнения задания, к-ые направлены на организацию и управление учителем выполнения детьми учебных заданий. По содержанию делятся на деловые и л-тные. Могут быть как позитивными, так и негативными.
2. фиксированные оценки - существуют в форме отметок как знаков оценки;
3. интегрированные оценки - существуют в форме пед. характеристик.
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения.
Оценка, по мнению Ю.К. Бабанского, должна отвечать таким педагогическим требованиям, как объективность, систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт и др.
Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.
Воспитательная роль оценки заключается в осознании ребенком способов совершенствования различных видов деятельности, в том числе культуры поведения. Правильно установленная и выраженная оценка поведения дошкольника 5-6 лет служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др.
Педагогическая оценка входит в систему методов педагогического воздействия наряду с методами убеждения и упражнения. Педагогическая оценка имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.
Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрение организуется:
одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);
похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Молодец Ваня! Помог Леночке собрать игрушки! ”);
материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.
Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.
В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:
“Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова от мальчиков! ”);
“Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень разозлился и обидет Машу, а теперь тебе, конечно же стыдно?. . ”);
“естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку! ” или “Не сделал? Значит, надо сделать! ”);
возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Коля, что ты нам скажешь? Как расцениваешь свой поступок? ”);
оттянутая во времени оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.
Педагогическая оценка является гибким инструментом в арсенале воспитателя. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Каждая работа должна быть для ученика хотя бы маленьким продвижением вперед.