Обследование речи ребенка 6 лет. Логопедическое обследование
Речевая карта
1. Фамилия, имя 2. Дата рождения
3. Дата поступления ребёнка в группу 4. Откуда поступил
5. Домашний адрес
6. Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:
Анамнез
1. Как протекала беременность, роды
2. Речевая среда
3. Слух ________________ 4. Зрение__________________ 5. Интеллект
6. Внимание, память, работоспособность__________________
Состояние речевой моторики
2. Зубы, прикус
3. Подвижность языка
4. Состояние нёба и уздечки
Состояние мимической мускулатуры
1. Может ли изолированно закрыть один глаз
2. Равномерно ли поднимает брови
3. Может ли надуть щёки
4. Наличие синкинезий
Состояние общей моторики
1. Координированность движений
2. Какой рукой работает
Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа | ||
Как тебя зовут? | ||
Сколько тебе лет? | ||
Где ты живёшь? | ||
Есть ли у тебя друзья? |
Счёт прямой ______________________________________ обратный
Основные цвета ___________________________________ оттеночные
Ориентация во времени (вр. года, части суток)
Ориентация в пространстве
Обследование понимания речи
1. Понимание и выполнение инструкций (в т.ч. предложно-падежных конструкций)
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
2. Понимание числа ____________________ рода ___________________ падежа
Обследование связной речи
1. Составление рассказа по картинке
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
2. Составление рассказа по серии картин
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
3. Пересказ
____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
Обследование грамматического строя речи
1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:
кукла | стул | |||||||
гриб | яблоко | карандаш |
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
ёлка | Женя | |||||||
стул | гриб | Костя |
3. Согласование прилагательных с существительными:
синий шар | красный флажок | ||||
синяя машина | красное яблоко | ||||
синее ведро | красная звезда |
4. Согласование существительных с числительными:
стул |
5. Употребление предлогов:
Состояние словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов: | ||
холодильник | ||
пылесос |
б) показ и называние частей предметов: | |||
донышко | |||
носик | |||
крышка | |||
сиденье | |||
спинка | |||
ножки |
в) уровень обобщений: | ||
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки | ||
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка | ||
Помидор, морковь, репа, капуста | ||
Яблоко, груша, персик, лимон | ||
Кошка, собака, волк, ёж | ||
Голубь, утка, воробей, ласточка | ||
Шкаф, стол, кресло, диван | ||
Автобус, электричка, машина, самолёт |
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным: | ||
лимон какой? | ||
платье какое? | ||
лиса какая? |
б) подбор антонимов:
широкий | длинный | высокий | ||||||
весёлый | толстый | больной | ||||||
твёрдый | сухой | холодный |
в) образование прилагательных от имён существительных:
ручка из пластмассы | сумка из кожи | ||||
матрёшка из дерева | стакан из стекла | ||||
сок из клюквы | шуба из меха |
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? | Чья морда? |
3. Глагольный словарь:
а) что делают?
повар | учитель | ||||
врач | шофёр |
кошка | собака | гусь | ||||||
утка | петух | мышь | ||||||
корова | лягушка | свинья |
Звукопроизношение
Фонематический слух
1. Повторение слогов и слов: | |||
ба-па-ба | са-ша-са | ||
па-ба-па | ша-са-ша | ||
да-та-да | ча-тя-ча | ||
та-да-та | тя-ча-тя | ||
ка-га-ка | ща-ся-ща | ||
га-ка-га | ся-ща-ся | ||
том-дом-ком | почка-бочка-точка | ||
кот-год-ход | пашня-башня | ||
почка-бочка | катушка-кадушка |
2. Называние картинок (6 лет):
удочка-уточка мышка-мишка
цапля-сабля коза-коса
Анализ звукового состава слова
1. Выделение первого звука в слове:
Алик_________ | утка ________ | Оля ___________ | эхо __________ | Ира ___________ |
|
волк _________ | мак _________ | топор _________ | каток ________ | носки _________ |
2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):
пух ______ сок ______ кот ______ нос ______ суп ______мука ______ руки ______ шары
Произношение слов сложной слоговой структуры
аквариум | экскаватор | ||||
памятник | библиотека | ||||
земляника | велосипед | ||||
сковорода | милиционер | ||||
сквозняк | простокваша |
Логопедическое заключение
Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 6–7 лет
1. Состояние фразовой речи :
Оборудование : 4 картинки с изображением серии последовательных
Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было
понятно, что вначале случилось, что потом и чем
завершилось действие. Составь рассказ».
Отмечается : соответствует возрастной норме, в стадии формирования,
требует развития , не сформирована.
2. Словарный запас :
А) Обобщение предметов по темам
(см. стимульный материал для ,
слайды 1-4)
Дикие животные ___
Домашние животные___
Перелётные птицы ___
Б) Подбор антонимов
Добро___ друг___ горе___
Чистый___ мокрый___ лёгкий___
Тепло___ далеко___ высоко___
Отмечается : словарный запас - достаточный, соответствует возрастной
норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.
3. Грамматический строй :
Состояние словоизменения :
А) Употребление имён существительных в Именительном падеже
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 5-7)
Воробей___ Стул___ Дерево___
Б) Употребление формы Родительного падежа множественного числа
(Много чего)
(см. стимульный матереиал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 8-10)
Карандаш___ Ведро___ Лист___
В) Употребление словосочетаний числительных 2 и 5 с существительными :пень,
карандаш
2 предмета
5 предметов
Г) Предложно – падежные конструкции
Под___ Из-под___ За___ Из-за___
Состояние словообразования :
А) Образование уменьшительно- ласкательной формы с суффиксами
(предметы, детёныши животных)
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 11-16)
Воробей___ Кресло___ Одеяло___
У собаки___ У коровы___ У лошади___
Б) Образование прилагательных от существительных
(см. стимульный материал для речевого обследования детей 6-7 лет ,
слайды 17-18)
(Из чего сделано)
Мех___ Кирпич___ Солома___ Клюква___
(Чей? Чья? Чьи)
Лиса___ Медведь___ Кошка___
В) Приставочные глаголы
Вы___ От___ Под___ Пере___ За___ В___
Отмечается : грамматический строй – сформирован; сформирован недостаточно;
не сформирован.
4. Состояние фонематической стороны речи :
А) Фонематическое восприятие :
Повторение слогов с оппозиционными звуками
ба-ба-па___ га-ка-га___ кот-год-кот___
та-да-та___ ба-бя-ба___ том-ком-дом___
Отмечается : фонематическое восприятие – сохранено, развито недостаточно ,
нарушено.
Б) Фонематический анализ :
Определение первого согласного звука в словах.
Скажи, какой первый звук в слове?
Мак___ дым___ ночь___ кошка___ воробей___
Определение последнего звука в словах.
Дом___ баран___ труба___ пух___ кот___ шары___ руки___
Отмечается : фонематический анализ – сформирован, недостаточен, не сформирован.
5. Слоговая структура слов :
Термометр___ Фотоаппарат ___
Экскаватор___ Водопроводчик___
Виолончелист___ Парикмахерская___
Отмечается :
Слоговая структура не нарушена
Негрубые дефекты слоговой структуры
Нарушение слоговой структуры слов :
* парафазии (замены звуков, слогов)
* элизии (пропуски звуков, слогов)
* итерации (добавление)
* контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
* персеверации (циклическое повторение)
* перестановки звуков, слогов
* антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
6. Логопедическое заключение.
Логопедическое обследование детей с ОНР
Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопедМесто работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида № 13, г.Ижевск
Описание работы : данная презентация поможет учителю-логопеду в легкой игровой форме провести диагностику речи детей с общим недоразвитием речи, позволяя не тратить время на поиск диагностического материала и не утомляя детей. Используется для учеников первого класса с общим недоразвитием речи для уточнения диагноза.
Цель: выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.
На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.
Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи
(слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
- где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
- проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)
-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
- проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
- проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
- проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)
Обследование словарного запаса
при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
- подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
- также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
- картинка для называния частей тела(слайд 32)
- подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
- слов - синонимов (слайды 35,36)
Состояние артикуляционной моторики
– ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения
– подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
- состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов
– ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза
– (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
- «Назови первый звук в слове сок …»
- «Назови последний звук в слове мак…»
- «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
- «Определи последовательность звуков в слове сом»
- «Определи количество звуков в слове рак»
- «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)
Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.
Презентация на тему: Обследование речи детей
Логопедическое обследование детей 5 – 6 лет
(старшая группа).
Общее развитие ребенка.
Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты живешь?
Какие у тебя есть игрушки?
Расскажи о любимой игрушке.
Какое сейчас время года? Как ты догадался?
Обследование сохранности и подвижности
артикуляционного аппарата.
(по методике М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении).
Обработка результатов:
губы - толстые, тонкие, расщелины, укороченная уздечка верхней или нижней губы.
зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, с большими промежутками, без промежутков между ними.Челюсть (прикус) - прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, открытый передний.
твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина)
язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)
Состояние мимической мускулатуры
и артикуляторной моторики
(по методике Н.А. Чевелёвой).
Исходная ситуация. Ребенок с логопедом сидят перед зеркалом. Логопед предлагает ребенку выполнить ряд заданий по подражанию:
Поднять брови вверх («удивиться»)
Нахмурить брови («рассердиться»)
Надуть щеки («толстячок»)
Втянуть щеки («худышка»)
Обработка результатов.
- точность выполнения
Упражнения для губ.
«Улыбка», «Трубочка».
«Улыбка» - «Трубочка» под счет до трех.
Обработка результатов.
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
- длительность (способность удерживать губы в заданном положении)
- синкинизия- наличие саливации
Упражнения для языка.
«широкий», «узкий».
«широкий – узкий» под счет 3 раза.«Часики»
«Качели»
«Цоканье»
Обработка результатов:
- наличие или отсутствие движений
- тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)
- темп движений (нормальный, быстрый, медленный)
- переключение от одного движения к другому
- объем движений (полный, неполный)
- точность выполнения
Упражнение для Мягкого неба.
Произнести звук [а] при широко открытом рте.
Инструкция: «Открой рот и скажи /А/».
Обработка результатов.
Наличие отклонений увуля в правую или левую стороны.
Состояние звукопроизношения
(по методике Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Ребенку предлагаются цветные картинки – символы, цветные предметные картинки, где исследуемый звук проверяется в следующей последовательности: изолированно, затем в разных позициях (в начале, середине и конце слова), и потом предлагают произнести фразу, в которой исследуемый звук часто встречается.
Стимульный материал:
а) Картинки-символы:
«Насос» - воздух выходит из насоса и свистит «с-с-с».
«Кран с водой» - струйка воды льётся из крана «ссс».
«Большой комар» - комар звенит «ззз».
«Маленький комарик» - комарик звенит «ззз».
«Девочка» - девочка просит не шуметь «ц-ц-ц».
«Шина» - воздух выходит из проколотой шины и шипит «шшш».
«Жук» - жук жужжит «жжж».
«Кузнечик» - кузнечик стрекочет «ч-ч-ч».
«Щетка» - возьму щетку и почищу вещи «щщщ».
«Самолёт» - самолёт летит и гудит «ллл».
«Тигр» - тигр рычит «ррр».
«Чайник» - в чайнике кипит вода, крышка стучит «б-б-б»
«Пулемёт» - пулемет строчит «д-д-д».
«Гусь» - гусь гогочет «г-г-г».
«Зима» - вьюга воет «ввв».
«Бык» - бычок мычит «ммм».
«Девочка» - Нонна ноет «ннн».
«Дождь» - дождевые капли капают «к-к-к».
«Девочка» - девочка греет замёршие руки «ххх».
б) Предметные картинки:в) Фразы:
/С/ - собака, усы, нос.У Сони новые сани.
/С/ - синий (квадрат), апельсин, гусь.Сима и Сеня весело смеялись.
/З/ - замок, ваза.У Зои заболели зубы.
/З/ - зебра, обезьяна.У Зины зимой зябнет нос.
/Ц/ - цветы, пуговица, огурец.Кузнец куёт цепь.
/Ш/ - шапка, машина, душ.У Маши новые шапка и шубка./Ж/ - Жук, ножи.Жук жужжит – жжжж.
/Ч/ - Чайник, очки, мяч.Девочки и мальчики скачут, как мячики.
/Щ/ - щетка, овощи, плащ.Щеткой чищу я щенка.
/Л/ - Лук, пила, дятел.Лампа упала со стола.
/Л/ - Лев, телефон, корабль.Лида и Лена гуляли на улице.
/Р/ - рыба, корова, топор.У Ромы на руке рана.
/Р/ - репка, грибы, дверь.Рита с Риммой варят рис.
/Й/ - яблоко, юбка, ель, ёж, майка. Майя и Юля поют.
Ёлка, ёлочка - колкая иголочка.
/Б-Б/ - бант, собака, бегемот, голуби.Белые бараны, били в барабаны.
/Д-Д/ - дом, дудочка, дети, лебеди.Тетя Дина сидит на диване.
/Г-Г/ - гора, радуга, гиря, сапоги.Гусь играет на губной гармошке.
/В-В/ - волк, сова, ветка, медведь.Верина мама варит варенье.
/М-М/ - мышь, комар, мишка, ремень.Мила пила молоко.
/Н-Н/ - нож, ванна, нитки, дыня.Обезьяна ест бананы.
/К-К/ - кот, утка, лук, кит, пауки.Кот катал клубок.
/Х-Х/ - хлеб, петух, мухи, петухи.Мухи сели на хлеб.
Инструкция:
а) «Посмотри на картинку и повтори за мной:…»б) «Посмотри внимательно на картинку и назови Что это? Кто это?»
в) «Повтори за мной (фразы)».
Обработка результатов:
3 балла: Звукопроизношение не нарушено.
2 балла: Единичные нарушения (одна группа звуков).
1 балл: Множественные нарушения звукопроизношения.
Примечание: В речевой карте отмечается вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм).
Состояние дыхательной и голосовой функций.
(под редакцией Н.Ю. Григоренко, С.А. Цибульского).
Исходная ситуация.
Логопед свою руку кладет ребенку на диафрагму.
Инструкция: «Ты, знаешь стихотворение? Расскажи, а я послушаю».
Обработка результатов.
1. Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное).
2. Характер голоса:
Громкость (нормальная, тихая, чрезмерно громкая).
Носовой оттенок.
Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Состояние просодической стороны речи.
(по методике М.Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Выявление нарушений интонационного оформления речи, на материале предыдущего задания.
Обработка результатов.
Темп (нормальный, быстрый, медленный)
Ритм (нормальный, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов).
Разборчивость (невнятная, смазанная, малопонятная, снижена, нечеткая, нормальная).
Состояние фонематических процессов.
(по методике Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Фонематическое восприятие.
Исходная ситуация.
Логопед при обследовании предлагает ребенку:
а) показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть оппозиционные звуки и звуки, смешиваемые в произношении;
б) повторить вслед за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками.
Стимульный материал:
а) предметные картинки:
трава-дрова суп-зуб
бочка-почка
б) слоги и слова с оппозиционными звуками:
ба-па-баса-за-сада-та-дажа-ша-жага-ка-гата-тя-та
боль-мольжук-сук-лук
торт-порттом-дом-ком
суп-зубдень-тень-пень
Инструкция:
а) «Покажи на картинке предмет, который я назову».
б) «Послушай внимательно и повтори за мной».
Состояние фонематического анализа и синтеза
(по методике Л.Ф. Спировой).
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку на слух определить: выделение ударного гласного в начале слова.
Стимульный материал:
Слова на выделение начального ударного гласного из слов: Аня, осень, улей, иглы, астры, осы, утка, Ира.
Инструкция:
«Послушай внимательно. Какой ты слышишь звук в начале слова «…».
Фонематических представлений.
(по методике Л.Ф. Спировой)
Исходная ситуация.
Логопед предлагает ребенку выбрать картинки на заданный звук.
Стимульный материал:
Предметные картинки на звук:
/А/ - автобус, апельсин.
/У/ - утка, удочка.
/И/ - иголка, индюк.
Инструкция:
а) «Подумай, и назови слова, которые начинаются на звук /А/, /У/, /И/, а помогут тебе в этом картинки.
Обработка результатов.
3 балла: Все фонетические процессы в норме.
2 балла: Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.
1 балл: Не слышит звуки в слове, допускает многочисленные ошибки при проведении звукового анализа.
Состояние компонентов речевой деятельности.
Слоговой структуры слова.
(по методике А.К. Марковой).
Исходная ситуация.
Выявляем степень владения слоговой структурой слов.
Материалом исследования слоговой структуры слова служит отраженный повтор вслед за логопедом слов и предложений разной структурной сложности.
При грубом нарушении слоговой структуры необходимо предложить ряд слогов на переключение.
Инструкция:
- «Повтори вслед за мной слова: самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. - «Повтори за мной предложения:
Сестрёнка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
- «Повтори за мной: та-мо-ку; ма-ба-та; ка-ко-ку;
С разным ударением: па-папа; папа-папапа; папа-па.
Обработка результатов.
З балла – Все задания выполняет без ошибок.
2 балла – Задания выполняются с одной – двумя ошибками.
1 балл – Задания выполняются с тремя – пятью ошибками.
Лексического запаса.
(по методике С.Г. Шевченко).
Этот раздел позволяет провести качественный и количественный состав активного и пассивного словаря, уровень владения значениями лексических единиц, и характер лексических ошибок.
Предметный словарь.
а) существительные, обозначающие предмет и его части.
Стимульный материал: предметные картинки: Человек, чайник, машина, кошка.
Инструкция: «Назови, кто (что) это? Назови части тела (предмета).
б) Существительные со сходными лексическими значениями.
Стимульный материал: предметные картинки: чашка-кружка, платье-сарафан, одеяло-пододеяльник, носки-гольфы, перчатки-варежки, лампа-люстра.
Инструкция: «Назови, что это».
в) Обобщающие понятия.
Стимульный материал: Предметные картинки: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».Инструкция: «Перечисли всё, что ты видишь на картинке и скажи, как это можно назвать одним словом».
г) Название времён года.
Стимульный материал: Пейзажные картинки по временам года (могут путать).
Инструкция: «Скажи, какое время года изображено на картинке».
д) Название профессий.
Стимульный материал: Предметные картинки: Врач, воспитатель, повар, продавец, водитель, художник, летчик.
Инструкция: «Назови профессии людей изображенных на картинках».
е) Редко употребляемая лексика.
Стимульный материал: предметные картинки: Подоконник, форточка, рельсы, клумба, бинокль, фонтан, табуретка, памятник, глаз.
Инструкция: «Посмотри внимательно и назови, что это».
Словарь признаков.
а) Подбор признаков к предмету (По 1-2 признака).
Стимульный материал: Предметные картинки: Яблоко, конфета, кукла, лимон, шуба, волк, дом.
Инструкция: «Скажи о предметах на картинках, какие они?»
б) Подбор слов противоположных по значению (антонимы).
Стимульный материал:
Слова: Большой, толстый, тяжелый, горячий, чистый, новый, молодой.
Инструкция: «Скажи наоборот».
Предикативный словарь.
а) Назвать характерное действие по предъявленному вопросу.
Инструкция:
«Как передвигаются птицы?
Как передвигаются рыбы?
Как передвигается змея?
Как передвигается лягушка?
Как передвигается человек?
Кошка мяукает, а собака…?
А как подает голос корова?
А как подает голос петух?
Наречия.
а) Качественные наречия.
Стимульный материал: Предметные картинки: черепаха, конь, месяц, солнце, самолет.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и скажи:
- Как ползает черепаха?
- Как скачет конь?
- Как светит месяц?
- Как летом светит солнце?
- Как летит самолет?
б) Наречия времени.
Стимульный материал:
Картинки с изображением разного времени суток.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи:
- В какое время ты завтракаешь?
- Когда ты ложишься спать?
- Когда ты обедаешь?
Обработка результатов по обследованию лексического запаса:
3 балла: Правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов обозначающих качество предметов, действия.
Используют в речи антонимы, наречия, употребляют синонимы.
2 балла: Недостаточное развитие активного словаря: называет предметы, действия, некоторые признаки. Не достаточно использует в речи антонимы, синонимы и наречия.
1 балл: В речи использует искаженные общеупотребительные слова: называет некоторые предметы, признаки, действия. В речи нет антонимов, синонимов наречий. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматического строя речи.
Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи, уровень понимания грамматических единиц и конструкций, характер грамматических ошибок.
а) Предложные конструкции.
Исходная ситуация:
Составление предложений по картинкам с изображением предложно-падежных конструкций, где выявляется употребление следующих предлогов: в, на, на - над, за – из-за, под – из-под, со, между, около.Стимульный материал:
Картинкам с изображением предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение о том, что здесь изображено».
б) Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке согласовывая существи-тельные с прилагательными в роде и падеже.
Стимульный материал:
Мужской род – Синий шар.
Женский род – Желтая репка.
Средний род – Красное яблоко.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы:
Р.п – Чего не стало?
Д.п. – К чему подошел (а)?
В.п. – Что купишь?
Т.п. – С чем пойдешь в гости к бабушке?
П.п. – О чем мечтаешь?
в) Согласование существительных с числительными.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку посчитать предметы изображенные на картинке.
Стимульный материал:
Предметные картинки с изображением тетради, карандаша и яблока, а также цифр один, три, пять.
Инструкция:
«Посмотри внимательно на картинку и сосчитай предметы».
г) Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множествен-ное число существительных в именительном падеже.
Стимульный материал:
Инструкция:
«Посмотри на картинку и назови про один предмет и про много».
д) Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке образовывая множест-венное число существительных в родительном падеже.
Стимульный материал:
Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе: огурец, воробей, платье, яйцо, утенок, ухо, окно.
Инструкция:
«Посмотри на картинку и ответь на вопрос «Много чего?»
Обработка результатов по обследованию грамматического строя речи:
3 балла: Развитие грамматического строя речи соответствует возрасту.
2 балла: Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п. множественного числа. Смешивает падежные формы. Характерные ошибки в употреблении предлогов.
1 балл: Не различает грамматические формы.
Словообразовательных процессов.
(по методике Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, прилагательных от существительных.
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Исходная ситуации.
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку сказать про маленький предмет ласково.
Стимульный материал:
Предметные картинки, где изображенный предмет дается в двух параметрах: стул, жук, лист, гриб, яблоко, кукла. Инструкция:
«Я буду называть большой предмет, а ты называй маленький предмет ласково».
б) Образование названий детенышей животных и птиц.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку с опорой на предметную картинку назвать детеныша животного.
Стимульный материал: Предметные картинки: волчица с волчонком, бельчиха с бельчонком, коза с козленком, медведица с медвежонком.
Инструкция:
«У кошки – котёнок, а как называется детеныш …?»
в) Образование относительных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить, одним словом из чего сделаны изображенные на них предметы.
Стимульный материал:
Предметные картинки: матрешка (из дерева), портфель (из кожи), конверт (из бумаги), стакан (из стекла), свитер (из шерсти), кольцо (из золота).Инструкция:
«Матрешка из дерева, значит она какая?»
г) Образование притяжательных прилагательных.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает рассмотреть ребенку картинку и ответить на вопрос, правильно согласуя слова.
Стимульный материал:
Картинки с изображением вещей членов семьи.
Инструкция:
«Посмотри на картинку. Это дом бабушки, чей это дом? (Бабушкин)».
д) Образование приставочных глаголов.
Исходная ситуация:
Наиболее продуктивным приемом обследования приставочных глаголов, является демонстрация действий.
Стимульный материал:
Игрушечная машина, игрушечный гараж.
Инструкция:
«Что сделала машина? (выехала, отъехала, уехала, подъехала, объехала, заехала)».
Обработка результатов по обследованию словообразовательных процессов:
3 балла: Развитие словообразовательных процессов соответствует возрасту.
2 балла: Допускает ошибки в образовании относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Наблюдаются незначительные ошибки в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, в назывании детенышей.
1 балл: Нарушены все виды словообразования и словоизменения.
Связной речи.
(по методикам Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Каше).
Этот раздел позволяет выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания и установить соответствие возрастным нормам.
а) Составление рассказа по сюжетной картинке.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку из трёх сюжетных картинок выбрать одну и составить по ней рассказ.
Стимульный материал:
Сюжетные картинки: «Семья дома», «Зимние забавы», «Семья на даче».
Инструкция:
«Выбери картинку, которая тебе понравилась. Рассмотри внимательно картинку и составь рассказ».
б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку серию из трёх сюжетных картинок, разложенных по порядку и предлагает составить рассказ.
Стимульный материал:
Серия из трёх сюжетных картинок (№ 1).
Инструкция:
«Рассмотри последовательно картинки и составь рассказ».
в) Пересказ.
Исходная ситуация:
Текст прочитывается дважды. Перед повторным чтением текста дается установка на пересказ.
«Рыбалка».
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Стимульный материал:
Текст «Рыбалка». Н.В. Нищева.
Инструкция:
«Послушай внимательно рассказ».
«А сейчас я прочитаю его еще раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал (а)».
г) Составление рассказа – описания.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он (она) составляют описательный рассказ.
Стимульный материал:
Предметные картинки: яблоко, кукла, машина.
Инструкция:
«Вот яблоко. Расскажи о нем. Какое оно?»
д) Рассказывание знакомой сказки.
Исходная ситуация:
Ребенку предлагаются вспомнить и рассказать любимую сказку.
Инструкция:
«Ты любишь сказки? Какая у тебя любимая сказка? О чём она?»
Обработка результатов по обследованию связной речи:
3 балла: Самостоятельно составляет рассказ о предмете или картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.
2 балла: Составляет не большой рассказ по сюжетной картинке или предмете. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.
1 балл: Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картинок.
Исследование состояние ручной моторики.
(под редакцией Н.В. Нищева)
Исходная ситуация:
Логопед проверяет координацию движений, темп, объем выполнения движений. Определяет ведущую руку, гиперкинезы пальцев рук, тремор.
а) Манипуляции с предметами.
Стимульный материал:
Дидактическая кукла с элементами одежды и обуви.
Инструкция:
«Вот кукла, её зовут – Катя. Помоги ей одеться и обуться на прогулку».
б) Навыки работы с карандашом.
Стимульный материал:
Образец для закрашивания (дом), цветные карандаши.
Инструкция:
«Закрась крышу одним цветом, а дом другим цветом».
Обработка результатов:
З балла: Ребенок задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок – мелкая моторика не нарушена.
2 балла: Задание выполнил с 1-2 ошибками – мелкая моторика нарушена частично.
1 балл: Задание не выполнил – мелкая моторика нарушена значительна
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 6-7ЛЕТ
1. Исследование неречевых психических функций
а/ восприятие и воспроизведение ритма из 5 элементов
Цель. Выявить состояние слухового восприятия.
Оборудование: дудочка.
Логопед предлагает послушать и повторить самостоятельно:
- - . . -, - . . - -, - - . . ., . . . - - / - длительный звук, . -короткий звук/
б/восприятие и называние основных цветов:
Цель. Выявить состояние зрительного восприятия, уровень развития активной речи.
Оборудование. Предметная картинка с изображением геометрических фигур разных
цветов и оттенков.
Белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий;
Оттенков: коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый, голубой.
Логопед предлагает назвать: Какого это цвета?
в/зрительно-пространственный гнозис и праксис:
Цель. Выявить состояние зрительно- пространственного гнозиса и праксиса.
Оборудование: разрезные картинки /из 5 – 8частей/
Логопед предлагает показать:
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади.
Складывание разрезных картинок из 5-8 частей.
Логопед просит ребенка собрать рассыпавшуюся картинку.
Г/ состояние ручной моторики:
Цель. Выявить состояние мелкой моторики.
Логопед предлагает: Давай поиграем, Делай, как я.
- «пальчики правой и левой руки здороваются»,
- «здороваются пальчики только правой, только левой руки»,
- «игра на рояле»/пальцы 1-5,2-4,5-1,4-2,1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1/,
- «кулак-ребро-ладонь /каждой рукой по очереди/»,
- «чередование правая рука – ладонь, левая – кулак, потом наоборот».
Отмечается точность, сила, темп, координация движений, синхронность движений
правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому.
2. Состояние звукопроизношения
Цель. Выявить состояние звукопроизношения во фразе.
Логопед предлагает повторить фразы. Отмечается характер нарушения звуков:
Отсутствие, замена на другие звуки, искажения, смешения звуков.
С-Ш: Саша спешит в школу. По шоссе шла шустрая старушка.
Шесть сушек у шести старушек.
СЬ-Ц: Синица заметила гусеницу.
З-Ж: У тети Зои желтый зонт и зеленая зажигалка.
К-Х: Хомяк ходит по кухне.
Ч-Щ: Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ч-ТЬ: Ручей течет, течет, никак не вытечет.
ЛЬ-Й: Юля и Илья гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
Л-Р, ЛЬ-РЬ: Балерина уронила лекарство около зеркала.
Лара играла на рояле. Валерий прополоскал горло.
3. Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Цель. Изучить строение артикуляционного аппарата.
Оборудование: зеркало.
Губы /толстые, тонкие, расщелина, шрамы/
Зубы /редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов/,
Челюсти,
Прикус /прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус,
перекрестный прикус/,
Твердое небо /высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,
субмукозная щель/,
Мягкое небо /укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка/,
Язык /массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой/
4. Речевая моторика
Цель. Выявить состояние мимической мускулатуры и артикуляторной моторики.
Оборудование: зеркало.
А/ состояние мимической мускулатуры
Поднять брови вверх / «удивиться»/;
Нахмурить брови / «рассердиться»/;
Прищурить глаза;
Надуть щеки / «толстячок»/;
Стянуть щеки / «худышка»/.
Б/ состояние артикуляторной моторики
-- «Улыбка» - «Трубочка» под счет до 5;
-- «Часики»;
-- «Качели»;
-- «Цоканье».
Отмечается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный,
неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная,
заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный,
пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного
движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном
положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с
задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
Цель. Выявить состояние дыхательной и голосовой функций.
А/ тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого
выдоха;
физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),
дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком - гнусавый, - глухой, монотонный).
6. Особенности динамической стороны речи
Цель. Выявить состояние динамической стороны речи.
Темп, ритм, употребление основных видов интонации.
При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются
характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).
7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов во фразе.
Цель. Выявить состояние звуко-слоговой стороны речи.
Логопед предлагает повторить фразы:
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Фотограф фотографирует детей.
На стройку приехал самосвал.
8. Состояние фонематического восприятия
Цель. Выявить состояние фонематического восприятия.
Оборудование: Предметные картинки со словами, содержащими оппозиционные фонемы.
А/ Повтори: ба-ба-па са-ша-са
Та-да-та жа-за-жа
Га-ка-га ча-ща-ча
Ба-бя-ба за-са-за.
Б/ Покажи, где и назови:
Зуб – суп
Крыса – крыша
Мел – мель
Бочки – почки
Миска – мишка
Круг – крюк
9. Состояние фонематического анализа и синтеза
Цель. Выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза.
а/ Определение первого согласного звука в словах
/Скажи какой 1-й звук в слове?/
Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
б/ Определение последнего звука в словах
/Назови последний звук в слове/
Дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
в/ Определение последовательности звуков в слове
/Какие звуки в словах?/
Мак, суп, лук, каша, рама.
г/ Определение количества звуков в словах:
Дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
10. Исследование лексики
Цель: Выявить состояние активного словаря
а/ Назвать одним словом группу предметов /вербально/
Цель. Выявить умение ребенка пользоваться в речи обобщающими понятиями.
«Назови одним словом, что это?»
Предлагаемые темы: «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт», «птицы»,
«дикие и домашние животные», «овощи», «фрукты», «ягоды».
б/ Исследование глагольного словаря
Цель. Выявить состояние глагольного словаря.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Кто, какие звуки издает?
Кто, что делает с использованием названий профессий: певец, художник, продавец,
врач, повар, строитель.
В/ Номинативный словарь: называние частей тела, частей предметов
Цель. Выявить состояние словаря существительных.
Оборудование: предметные картинки
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках
Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь;
Части предметов одежды: воротник, манжета, петля;
Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор;
Части окна: рама подоконник, стекло.
г/ Подбор антонимов:
Цель. Выявить умение пользоваться в речи словами – наоборот.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово- наоборот
Добро-зло высокий – низкий
Горе -- … легкий -- ….
Друг -- … поднимать -- …
Хороший -- … давать -- …
Большой -- … покупать ---…
Широкий -- …
11. Состояние словообразования и словоизменения.
Цель: Выявить состояние грамматического строя речи
а/ Образование детенышей животных
Цель. Выявить умение образовывать детенышей животных.
Логопед предлагает назвать, что нарисовано на картинках.
У лошади – жеребенок
У коровы – теленок
У свиньи – поросенок
У собаки – щенок
б/ Употребление формы родительного падежа множественного числа
существительных:
Цель. Выявить умение образовывать родительный падеж существительных во
множественном числе.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед: Назови чего здесь много?
Много чего? – Деревьев, листьев, стульев, мячей, ключей, карандашей.
в/ Употребление предложно-падежных конструкций / с предлогами в, на, под, над,
за, перед, около, из-за, из-под/.
Цель. Выявить умение правильно пользоваться в активной речи предложно-падежными
Конструкциями.
Ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки. Ребенок рассказывает, что он на
Них видит. Логопед отмечает правильность употребления в речи предложно-падежных
конструкций.
г/ Согласование существительных и числительных:
Цель. Выявить умение правильно согласовывать существительные и числительные.
Оборудование: предметные картинки.
Одна ложка – две ложки
Один гриб – три гриба
Три кошки – пять кошек.
д/ Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Цель. Выявить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным
Значением.
Оборудование: предметные картинки.
Логопед предлагает ребенку называть ласково:
Лиса – лисичка
Лист – листочек
Одеяло – одеяльце
Одеяло – одеяльце
е/ Образование относительных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать относительных прилагательных.
Оборудование: предметные или сюжетные картинки.
Сок из апельсинов – апельсиновый сок
Варенье из клубники – клубничное варенье
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик
Человечек из пластилина – пластилиновый человечек
Человечек из дерева – деревянный человечек
Стакан из стекла – стеклянный стакан.
ж/ Образование притяжательных прилагательных:
Цель. Выявить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед предлагает ребенку назвать по другому:
Книга бабушки – бабушкина книга
Сумка мамы – мамина сумка
Хвост вороны – вороний хвост
Уши медведя – медвежьи уши.
з/ Образование приставочных глаголов:
Цель. Выявить умение использовать в активной речи приставочные глаголы.
Оборудование: сюжетные картинки.
Логопед вместе с ребенком рассматривают сюжетные картинки. Логопед предлагает
рассказать, что на них изображено.
Отмечается правильность использования приставочных глаголов.
Что делает мальчик? /ходит, заходит, выходит, переходит, подходит/
12. Состояние связной речи.
Цель. Выяснить состояние связной речи.
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок «Зайка и снеговик».
Логопед просит ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок.
нарушений речи: «дислалия», стертая форма дизартрии», «общее недоразвитие речи»,
«ринолалия» и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М.:
Коррекционная педагогика, 2004. –104 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций,СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию
«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». – М.,2003.
- Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения». –
М.: просвещение, 1988.
- Забрамная С. Д, Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-
педагогического обследования детей, М.: Коррекционная педагогика.: Владос. 2008
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в
развитии. М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.
М.: Педагогика, 1989.
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Педагогика, 1989.
- Психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного
возраста: методическое пособие, под ред. Е.А. Стребелевой. –2-е изд., -- М.: Просвещение,
2004. –164 с.
10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих
материалов. /Под. Ред. Семаго М.М. М.: АРКТИ, 1999.
11. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6лет. Рабочая тетрадь.: М. –
ЮВЕНТА, 2007. – 48 с.
- Стадненко Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных
медико-педагогических комиссий. // Дефектология, 1999. № 2.
- Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.