Лучшее время для сна, учебы и занятий спорта согласно вашему типу. В какое время наш мозг наиболее активен? В какое время суток лучше учить наизусть
Хотите повысить продуктивность или похудеть? Если у вас это до сих пор не получается, возможно, вы делаете это в неподходящее время.
Согласно клиническому психологу Майклу Бреусу (Michael Breus), который специализируется на расстройствах сна, существует четыре типа людей в мире: "дельфины", "львы", "медведи" и "волки" .
У каждого из нас разный внутренний ритм, и потому наше тело лучше сжигает калории или вырабатывает гормоны в определенное время. К какому же хронотипу относитесь вы?
4 хронотипа людей
Дельфины
Личность: осторожный, интроверт, невротический, умный
Поведение: избегает рискованных ситуаций, стремится к совершенству, концентрируется на деталях.
Сон: просыпаются неотдохнувшими и остаются уставшими до вечера, когда они входят в ритм. Активнее всего они поздно ночью, а их продуктивность повышается рывками в течение дня.
Как настоящие дельфины, которые спят только одной половиной мозга, в то время как вторая половина следит за хищниками, "люди-дельфины" обладают чутким сном. Они могут много раз просыпаться и склонны к бессоннице из-за тревожности. Когда они просыпаются среди ночи, то склонны размышлять о своих ошибках или о том, что когда-то сказали.
Дельфины лучше работают в одиночестве, чем в команде, и они не склонны к конфронтации. Им даже не обязательно заниматься физическими упражнениями, чтобы похудеть, так как индекс массы тела у них обычно ниже среднего.
Львы
Личность: ответственный, стабильный, практичный, оптимист
Поведение: не останавливаются на достигнутом, отдают приоритет здоровью и физической форме, ищут положительного взаимодействия.
Сон: рано встают, чувствуют себя уставшими к вечеру и легко засыпают. Наиболее активны в полдень и наиболее продуктивны утром.
Львы в природе просыпаются до рассвета, чтобы поохотиться. "Люди-львы" также просыпаются до появления Солнца, голодны при пробуждении и после плотного завтрака готовы покорять цели, которые они себе поставили на день.
Они испытывают прилив энергии, когда сталкиваются с проблемами лицом к лицу, имея ясные цели и стратегический план к успеху. Большинство руководителей и предпринимателей - львы. Они также ценят хорошую физическую форму, так как это помогает им ставить и достигать целей.
Медведи
Личность: осторожные, экстраверты, дружелюбные и открытые.
Поведение : избегают конфликтов, стремятся быть здоровыми, отдают первостепенное значение счастью, находят утешение в знакомых вещах.
Сон : просыпаются в оцепенении, устают к середине или концу вечера, спят глубоко, но не так долго как им хотелось бы. Полны сил с середины утра до начала полудня и наиболее продуктивны незадолго до полудня.
Когда в природе медведи не находятся в спячке, они относятся к дневным животным - активны днем и отдыхают ночью. "Люди-медведи" предпочитают спать, по меньшей мере, 8 часов в сутки, если не больше.
Им требуется несколько часов, чтобы полностью проснуться утром, во время которых они чувствуют себя голодными. Можно сказать, что "медведи" все время голодны. Они едят при любой возможности, даже если сейчас не время приема пищи и не перекус.
Они обходительны и лишены драматизма, не будут плести интриги или винить других за их ошибки. Они - отличная компания для вечеринок.
Волки
Личность : импульсивные, пессимистичны, творческие, подвержены переменам настроения.
Поведение: рискуют, первостепенное значение придают удовольствию, ищут новизну, реагируют эмоционально.
Сон: тяжело просыпаются до полудня, но не устают до середины ночи и позже. Наиболее активны к 19 часам и наиболее продуктивны поздно утром и поздно вечером.
В природе волки активны после захода Солнца, и охотятся они стаями. "Люди-волки" также склонны к ночной жизни. Они не голодны после пробуждения, но становятся ненасытными ночью. Индекс массы тела у них от среднего до высокого. Из-за режима питания и неразборчивости в еде, они часто страдают от болезней, связанных с лишним весом.
Волки - творческие личности, непредсказуемы и их злит, если другие воспринимают их как "ленивых". Они склонны к расстройствам настроения, таким как депрессия и тревожность.
В какое время лучше ложиться спать
Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.
Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .
Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.
Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.
Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.
И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.
Стремитесь к пониманию, а не запоминанию
Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.
Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.
На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.
Методика «3–4–5»
Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.
В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.
Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.
В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.
Два дня на изучение, один на повторение
Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.
Ставьте ограничение по времени
Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.
В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.
Не застревайте
Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.
Составьте план ответа на билет
Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.
Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.
Изучение зависит от предмета
Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.
Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.
Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.
Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.
Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.
Готовьтесь вдвоём или втроём
Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.
Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.
Viktor Kiryanov/Unsplash.com
- Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
- Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
- Высыпайтесь.
- Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
- Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
- Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
- Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
- Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
- Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
- Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
- Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
- Составьте чёткий план подготовки.
Когда лучше заниматься английским: днем или ночью, в выходные или по будням? Давайте выясним, какое расписание будет оптимальным именно для вас.
Лучше время для изучения английского языка - сегодня. Наши советы будут полезны и тем, кто учит английский самостоятельно, и тем, кто занимается с преподавателем: мы расскажем, как разработать оптимальное расписание занятий. Советуем вам завести дневник или блокнот и в нем составить примерный график, так легче будет вспомнить, когда вы должны заниматься, кроме того, ведение записей дисциплинирует.
В какое время суток заниматься английским?
Думаем, все слышали о делении людей на жаворонков и сов. Первым удобно работать по утрам, вторым - по вечерам. Однако ритм жизни диктует нам свои правила, и вот уже совы встают в шесть утра на работу, а жаворонки ложатся спать далеко за полночь. Получается, можно найти немного времени для занятий и утром, и вечером.
Рекомендуем сразу же «забронировать» в дневнике 5-10 минут после пробуждения и 5-10 минут перед сном на изучение и повторение новой лексики: в это время мозг работает наиболее продуктивно, вам будет проще запомнить информацию.
Далее нужно решить, заниматься днем или в позднее время суток. С одной стороны, все мы ходим на работу и знаем, что самые сложные дела обычно легче решить с утра, как говорится, «на свежую голову». С другой стороны, опыт подготовки к экзаменам в студенческие годы показывает, что за ночь перед экзаменом можно освоить парочку-другую учебников. Да и многие «совы» любят учить что-то поздно вечером или ночью. Так когда же заниматься? Давайте рассмотрим преимущества и недостатки дневных и ночных занятий.
Занятия днем (до 22-00) | Занятия поздним вечером (после 22-00) |
---|---|
+ У вас больше энергии, вы активны, вас не клонит ко сну. | + Вас никто не беспокоит, не отрывает от занятий (многие люди уже спят). |
+ Соответствие естественному природному циклу: именно световой день предназначен для активной деятельности. | + Поздним вечером и ночью активно проявляется креативная сторона личности, можно найти творческий подход к изучению английского. |
+ Можно заниматься со своими друзьями или в группе на курсах английского языка. | + Уроки фактически в полной тишине, можно заниматься самостоятельно или . |
+ Естественное освещение более безопасно для зрения. | + Вероятность «залипнуть» в социальной сети ночью снижается: большинство потенциальных собеседников спит. |
– Вас отвлекают знакомые, друзья, домочадцы. | – Есть соблазн лечь спать после тяжелого трудового дня. |
– Можно заняться бытовыми проблемами и пропустить урок. | – Нет возможности заниматься оффлайн на курсах. |
Как видите, занятия в разное время суток имеют свои преимущества и недостатки, поэтому советуем серьезно отнестись к составлению расписания. Некоторые изучающие английский пытаются чередовать уроки в дневное и ночное время, но такая тактика не оправдана. Ученые доказали, что наиболее продуктивно мозг усваивает информацию, которую получает в одно и то же время, через одинаковые временные интервалы. Более того, у вас не будет соблазна откладывать занятия «на потом», «на попозже» и т. п. Умение организовать учебный процесс - первый шаг на пути к успеху.
Как часто заниматься английским
Learn everything you can, anytime you can, from anyone you can - there will always come a time when you will be grateful you did.
Учитесь всему, чему можете, всегда, когда можете, у каждого, у кого сможете - обязательно наступит время, когда вы будете благодарны себе за это.
После того, как вы выбрали время и продолжительность занятий, сделайте пометку в дневнике. Как придерживаться расписания и не забывать о нем? Допустим, вы решили заниматься ежедневно в 19-00. Поставьте будильник на смартфоне на это время. Рекомендуем проделать этот трюк, даже если вы не жалуетесь на память. Внешний раздражитель в виде звонка действует на мозг гораздо активнее, чем мимолетное воспоминание «ах да, мне сейчас нужно заниматься», о котором вы можете забыть в ту же секунду.
Нужно ли заниматься английским в выходные дни?
Научитесь грамотно управлять временем, правильно отдыхать и усердно работать. Чем чаще вы будете заниматься изучением английского языка, тем быстрее заметите позитивные сдвиги. Однако студенты иногда склонны впадать в крайность: заниматься по 3-4 часа ежедневно без выходных и перерывов. Такой режим полезен для знаний, но подходит не всем. Некоторые ученики за 1,5-2 месяца такого «интенсива» пресыщаются языком настолько, что у них пропадает мотивация к занятиям. Поэтому руководствуйтесь принципом «все хорошо в меру». Если у вас напряженный рабочий график и много домашних дел, позволяйте себе отдыхать. Достаточно будет самостоятельных занятий продолжительностью 30-40 минут в день. Делайте себе полноценный выходной, «день свободы от обучения» подарит вам новые силы для дальнейшего движения вперед.
С другой стороны, если у вас мало времени для занятий в будние дни, можно наверстать упущенное в выходные. Позанимайтесь немного дольше: 1,5-2 часа с перерывом в 10-15 минут.
Какое бы расписание уроков вы для себя ни составили, следуйте ему. Английский язык - это не та вещь, которую можно одолеть за ночь, он дается только тем, кто готов усердно работать. Пусть ваш труд будет легким и приятным!
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.
Чтобы хорошо запомнить новую информацию, нужно учить перед сном. Для хорошего запоминания, конечно, необходимо высыпаться, как следует. Вероятно, поэтому и существует миф, что учить лучше всего непосредственно перед сном. Но на самом деле же всё верно с точностью до наоборот. Лучшее время для запоминания информации - утро. Попытки запоминания какой-либо информации вечером может лишь ухудшить эффективность памяти, так как возникает путаница "дневной" и "вечерней" информации. Да и нейрогормональный фон мозга благоприятен для запоминания как раз в утренние часы. В это время наблюдается наивысшая способность заучивать новые слова, даты и т.д., человек лучше сосредотачивается.
Можно обучаться во сне. Большое количество обучающих методик обещают быстрое обучение во сне, не тратя много времени. Фактически возможно обучение некоторым умениям во сне с помощью снов, а также "предсонного" состояния и перед пробуждением. Но перевести этот процесс в "промышленные" масштабы, к сожалению, практически невозможно. Количество знаний, усвоенных во сне, не поддается контролю. К тому же, при таком методе возможны нарушения нормального режима сна. Нормальное упорядочивание знаний во сне, полученных классическим методом - это естественный процесс. Вмешательство в этот процесс путем обучения во сне может привести к долговременным негативным последствиям и навредить здоровью.
Лучший способ запоминания - действие. Каждый в детстве использовал этот метод, занимаясь чистописанием. Конечно, такой способ достаточно эффективен по качеству запоминания, но не менее требователен к ресурсам (материальным, времени и т.д.). Например, Вы приобрели новую стиральную машину. Не будете же Вы самостоятельно изучать всевозможные функции и назначения кнопок, комбинации режимов. Скорее всего, Вы прочитаете инструкцию и по мере надобности будете открывать её снова и снова. Так и в жизни: совсем необязательно тратить её на самостоятельное практическое обучение. Но в некоторых областях принцип запоминания через действие действительно необходим - занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и др.
Возможно обучение во время сна. Существо множество различных методик, которые обещают эффективное и быстрое запоминание во сне. Теоретически получить с помощью снов, а также в состоянии непосредственно перед засыпанием и перед пробуждением некоторые знания возможно. Но к сожалению невозможно контролировать количество информации запомненной таким образом. При таком методе ко всему прочему можно нарушить нормальный режим сна. Это объясняется тем, что во сне наш мозг упорядочивает информацию, усвоенную за день, и любое вмешательство в этот процесс (попытки обучения во сне) может привести к долговременным негативным последствиям.
У пожилых людей память ухудшается. Да, старение затрагивает и мозг, заставляя нас терять работоспособные нейроны, множество людей старше 80 лет страдают болезнью Альцгеймера. Но почему-то не все понимают, что память необходимо постоянно тренировать, начиная с молодости. И тогда с возрастом признаков ухудшения практически не будет заметно.
Если человек быстро вспоминает, то у него хорошая память. Тот факт, что Вы быстро вспоминаете необходимую информацию, ещё не говорит о крепкой памяти. Скорость вспоминания связана с таким параметром памяти, как извлекаемость, а вот время, в течение которого хранятся запомненные факты, зависит от стабильности памяти. И эти две величины никак не связаны между собой. Даже если вспоминаем мы быстро, стабильность памяти развить мы не можем. Подобное заблуждение существует, возможно, из-за того, что при обучении обычно та информация, которую легче затем вспомнить запоминается лучше и на более долгое время.
Если хорошо выучить один раз, информация никогда не забудется. Это одно из наиболее распространённых заблуждений о памяти. На самом деле наша долговременная память может очень долго хранить информацию, даже в течение нескольких десятков лет. Конечно, можно допустить, что для большинства людей срок хранения информации в полвека может считаться вечным, но с точки зрения физиологии любая информация имеет свойство со временем забываться, даже в долговременной памяти.
Наша память "безразмерна". Это заблуждение возникает, наверное, ещё в средней школе. Согласно исследованиям ученых, объём человеческого мозга всё-таки ограничен. Хотя вполне возможно, один человек из миллиона способен запомнить наизусть всю Британскую Энциклопедию. К тому же, для долговременного запоминания значительных объёмов информации требуется огромное количество операций в мозгу человека. И по статистике, большинство людей за всю жизнь запоминают лишь около 100 тысяч фактов. Да и нужно учитывать, что при запоминании слишком больших объемов информации увеличивается риск заболевания болезнью Альцгеймера.
Мнемотехника - уникальное и эффективное средство запоминания. Частично это правда. С помощью мнемонических методов действительно легче запомнить больше информации за меньший период времени. Но нельзя думать, что информацию достаточно просто представить в наиболее удобном виде с помощью мнемоники, и автоматически она запомнится навсегда. Такие способы позволяют сократить количество повторений при запоминании, но заставить Вас мгновенно запоминать большие объёмы информации они не смогут.
Человек ничего не забывает. Существуют различные программы обучения (например иностранному языку), которые основаны на утверждении, что все, что когда-либо узнал человек, остается в его памяти навсегда - просто надо уметь найти эти сведения. Но ведь на самом деле, любую информацию можно забыть, и даже собственное имя. Конечно вероятность, что это произойдёт, ничтожно мала, но всё же она существует.
Память даётся нам от рождения, и изменить её нельзя. Некоторые схватывают всё на лету, а есть люди, которым необходимо значительное время на запоминание. Отсюда и появляются убеждения, что все зависит от наследственности, от родителей и других факторов. Такого мнения придерживались даже некоторые известные психологи, такие как Вильям Джеймс. Однако исследования показали, что память можно и нужно развивать постоянными тренировками. Более способные ученики, как правило, просто умеет преобразовывать получаемую информацию в наиболее простую для запоминания форму. Сообразительные люди быстро анализируют сведения и организуют их так, чтобы запомнить быстро и по возможности надолго. Этому может научиться каждый, у более способных же это получается подсознательно. После прохождения недельного курса по мнемотехнике большинство студентов улучшают свои навыки запоминания. В их мозгу не происходит каких-либо кардинальных изменений, просто они учатся более грамотно обращаться с информацией. Повторение - мать учения.
Бездумное многократное повторение может негативно повлиять на процесс запоминания. Да и усвоенная ранее информация может от этого пострадать. Повторение может быть эффективным в определенные промежутки времени и с большими паузами между ними. Причём все сугубо индивидуально.
Память можно улучшить с помощью таблеток. На данный момент не существовует таблеток, непосредственно улучшающих память. Все препараты, которые считаются таковыми, просто улучшают общее состояние здоровья. В их состав входят небольшие дозы сахара, кофеина и т.д. Однако рассчитывать на них не стоит.
Это интересно. Известный профессор Джим Тулли (Jimm Tully) провел массу исследований для получения "таблетки памяти". И он создал нечто подобное. Однако такая таблетка захватывает не какие-то определенные воспоминания или области знаний, а всю память, все впечатления, всю мышечную, кратковременную память - все реакции за определенный период. В психологической науке есть дилемма "стабильность или пластичность". Природа решила ее на свой манер, и это очень трудно изменить.
В своем обзорном исследовании был предложен подход – учиться читать читая.
Применим его и для развития памяти – будем развивать память запоминая важный и интересный для нас материал, а не абстрактные слова и предметы.
Тем более что это является основным правилом, рассмотренным в предыдущей статье
Для начала создадим идеальные условия для запоминания, допустим стихотворного отрывка. Выбираем понравившийся, который мы хотели бы сохранить надолго в нашей памяти.
Почему начинаем с идеальных условий?
На этом этапе важно использовать весь потенциал нашей памяти, когда устранены все отвлекающие факторы. Мозговая деятельность, как впрочем, и физическая требует благоприятных условий.
Наша задача – затратить минимум усилий для достижения наилучшего результата.
Определяем время, когда запоминание будет наиболее продуктивным.
1. Влияние утомления.
Не самое лучшее время, если вы – утомлены, расстроены, озабочены и загружены проблемами. Иначе вы еще более утомитесь и вряд ли что-то запомните, а тем более вспомните на следующий день. Также неблагоприятное время, когда вы утомлены физически или у вас обострение хронической болезни. Переутомление
– главная причина забывания.
Да, вы запомните и в таком состоянии, но лишь малую долю из того что пытались заучить.
2. Суточные биоритмы.
Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. И самый важный биоритм — суточный.
Состояние нашей интеллектуальной активности также подвержено суточным колебаниям, хотя мы этого можем и не замечать. В первые часы после пробуждения голова «ясная», энергия наибольшая. По мере того как проходит день – накапливается усталость. Продуктивность памяти также падает в течении дня. Сон восстанавливает жизненные силы. Сон с 22 ч до 6 часов является наиболее здоровым и полноценным.
Таким образом, именно утром мы владеем всеми нашими способностями в полной мере. Это правило, хотя есть и исключения, например, Достоевский работал по ночам, почти до рассвета.
Пики активности чередуются с часами спада
.
Максимальная активность
наблюдается: от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.
Несмотря на то, что на 24 — 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности, она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр.
Спад активности: с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.
Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. Но это верно лишь для части людей.
Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 — 50% — одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями».
Работоспособность «сов» отодвигается, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. А это преждевременно изнашивает организм.
Кратко:
Сова
– это тот, кто поздно встает и поздно ложится. С утра вставать очень тяжело. Продолжает спать на ходу еще час-два после пробуждения.
Жаворонок
— тот, кто рано ложится спать, рано просыпается, причем очень легко. Утром он в «ударе», но к вечеру энергия заканчивается.